гладиаторы
Без рубрики

10 фактов о римских гладиаторах, которых вы могли не знать

Узнайте факты о загадочных боевиках, стоящих за самым известным развлечением Древнего Рима.

1. Они не всегда были рабами.

Не всех гладиаторов вывели на арену в цепях. В то время как большинство первых комбатантов были покоренными народами и рабами, совершившими преступления, надгробные надписи показывают, что к I веку нашей эры демография начала меняться. Соблазненные азартом битвы и ревом толпы, множество свободных людей начали добровольно подписывать контракты со школами гладиаторов в надежде завоевать славу и призовые деньги. Эти внештатные воины часто были отчаявшимися мужчинами или бывшими солдатами, искусными в боях, но некоторые были патрициями высшего сословия, рыцарями и даже сенаторами, стремившимися продемонстрировать свое воинское происхождение.

2. Изначально гладиаторские схватки были частью похоронных церемоний.

Многие древние хронисты описывали римские игры как заимствованные у этрусков, но теперь большинство историков утверждают, что гладиаторские бои зародились как кровавый обряд, устроенный на похоронах богатой знати. Когда умирали выдающиеся аристократы, их семьи устраивали схватки на могиле между рабами или осужденными заключенными как своего рода мрачный панегирик добродетелям, которые этот человек продемонстрировал при жизни. Согласно римским писателям Тертуллиану и Фесту, поскольку римляне верили, что человеческая кровь помогает очистить душу умершего, эти состязания могли также выступать в качестве грубой замены человеческим жертвоприношениям. Позднее погребальные игры расширились во время правления Юлия Цезаря, который устроил схватки между сотнями гладиаторов в честь своих умерших отца и дочери. Очки оказались очень популярными,

3. Они не всегда сражались насмерть.

Голливудские фильмы и телешоу часто изображают гладиаторские поединки как кровавые, открытые для всех, но большинство боев проводится в соответствии с довольно строгими правилами и положениями. Соревнования обычно представляли собой единоборства между двумя мужчинами одинакового роста и опыта. Судьи наблюдали за происходящим и, вероятно, останавливали бой, как только один из участников был тяжело ранен. Матч может даже закончиться тупиком, если толпе наскучит долгая и затяжная битва, а в редких случаях обоим воинам разрешили покинуть арену с честью, если они устроили захватывающее шоу для толпы.

Поскольку гладиаторов было дорого содержать, кормить и дрессировать, их промоутеры не хотели, чтобы их убивали напрасно. Тренеры могли учить своих бойцов ранить, а не убивать, и бойцы, возможно, взяли на себя ответственность не причинять серьезного вреда своим собратьям по оружию. Тем не менее жизнь гладиатора обычно была жестокой и короткой. Большинство из них дожили до 25 лет, и историки подсчитали, что примерно в каждом пятом или каждом 10 боях один из участников остался мертвым.

4. Знаменитый жест «большой палец вниз», вероятно, не означал смерти.

Если гладиатор был тяжело ранен или бросил оружие в поражении, его судьба оставалась в руках зрителей. В состязаниях, проводимых в Колизее, последнее слово было за императором в вопросе жизни или смерти поверженного воина, но правители и организаторы сражений часто позволяли людям принимать решения. На картинах и в фильмах часто изображены толпы людей, которые жестикулируют, когда хотят прикончить опального гладиатора, но это может быть неточно. Некоторые историки считают, что знаком смерти на самом деле мог быть большой палец вверх, в то время как сжатый кулак с двумя вытянутыми пальцами, большой палец вниз или даже взмах носового платка могли сигнализировать о милосердии. Какой бы жест ни использовался, он обычно сопровождался пронзительными криками «отпусти его!». или «убей его!» Если толпа пожелает,

5. Они были разделены на разные классы и типы.

К тому времени, когда в 80 году нашей эры открылся Колизей, гладиаторские игры превратились из вольных битв на смерть в хорошо организованный кровавый спорт. Бойцов распределяли по классам в зависимости от их рекордов, уровня навыков и опыта, и они наиболее специализировались на определенном стиле боя и наборе оружия. Самыми популярными были «фраки» и «мурмиллоны», которые сражались мечом и щитом, но были также «всадники», которые выходили на арену верхом; «эсседарии», сражавшиеся на колесницах; и «димахер», который мог владеть двумя мечами одновременно. Из всех популярных гладиаторов, пожалуй, самым необычным был «ретиарий», вооруженный только сетью и трезубцем. Эти воины пытались заманить в ловушку своих противников своей сетью перед тем, как двинуться на убийство, но если им это не удалось, они остались почти полностью беззащитными.

6. Они редко боролись с животными.

Колизей и другие римские арены часто ассоциируются с ужасной охотой на животных, но для гладиаторов это было необычно. Связь с дикими зверями была предназначена для «венаторов» и «бестиариев», особого класса воинов, которые сражались против всего, от оленей и страусов до львов, крокодилов, медведей и даже слонов. Охота на животных, как правило, была первым событием игр, и нередко было убито множество несчастных существ за одну выставку. Девять тысяч животных были убиты во время 100-дневной церемонии открытия Колизея, а еще 11000 были позже убиты в рамках 123-дневного фестиваля, проводившегося императором Траяном во 2 веке нашей эры. Спорта, другие были обучены трюкам или даже сражались друг с другом в драках. Дикие животные также были популярной формой казни. Осужденных преступников и христиан часто бросали хищным собакам, львам и медведям в рамках дневных развлечений.

7. Женщины также сражались как гладиаторы.

Рабыни регулярно отправлялись на арену вместе со своими коллегами-мужчинами, но несколько горожан взяли в руки меч по собственному желанию. Историки не уверены, когда женщины впервые стали сражаться гладиаторами, но к I веку нашей эры они стали обычным явлением на играх. Эти женщины-воительницы, возможно, не воспринимались всерьез в патриархальной римской культуре – император Домициан любил настраивать женщин против гномов, – но некоторые, похоже, проявили себя в единоборствах. На мраморном рельефе, датируемом примерно 2 веком нашей эры, изображена схватка между двумя женщинами по прозвищу «Амазонка» и «Ахиллия», которые, как сказано в надписи, сразились до почетной ничьей. Женщины также участвовали в охоте на животных, но их пребывание на арене, возможно, подошло к концу примерно в 200 году нашей эры.

8. Некоторые гладиаторы объединились в профсоюзы.

Хотя их регулярно заставляли драться не на жизнь, а на смерть, гладиаторы считали себя своего рода братством, а некоторые даже организовывались в союзы или «коллегии» со своими собственными избранными лидерами и божествами-защитниками. Когда воин падал в битве, эти группы обеспечивали его товарищу надлежащими похоронами и надгробной надписью в честь его достижений на арене. Если бы у умершего были жена и дети, они также увидели бы, что семья получила денежную компенсацию за их потерю.

9. Несколько римских императоров участвовали в постановочных гладиаторских боях.

Проведение игр гладиаторов было для римских императоров простым способом завоевать любовь народа, но некоторые пошли дальше и фактически участвовали в боях. На арене выступали несколько правителей, в том числе Калигула, Тит и Адриан, хотя, скорее всего, в строго контролируемых условиях или с тупыми лезвиями. Тупоглазый с копьем, невменяемый Император Коммод часто пытался поразить толпу, убивая медведей и пантер, находясь в безопасном месте на возвышении. Он также участвовал в нескольких гладиаторских боях, хотя обычно против неопытных бойцов или даже с напуганными и плохо вооруженными членами аудитории. Когда он неизбежно выигрывал состязания, Коммод удостоверился, что вознаградил себя огромной суммой в миллион римских сестерциев.

10. Гладиаторы часто становились знаменитостями и секс-символами.

Хотя римские историки часто отвергали их как нецивилизованных животных, гладиаторы завоевали огромную известность среди низших классов. Их портреты украшали стены многих общественных мест; дети играли с фигурками гладиаторов из глины; а самые успешные борцы даже одобряли продукты, как и лучшие спортсмены современности. Они также были известны своей способностью, заставлять римских женщин падать в обморок. Граффити из Помпеи описывает одного бойца, который «ловит девочек ночью в свои сети», а другого – «радость для всех девушек». Многие женщины носили шпильки и другие украшения, пропитанные кровью гладиаторов, а некоторые даже смешивали гладиаторский пот, который тогда считался афродизиаком, в кремы для лица и другую косметику.

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *