Ацтеки

Ацтеки – история, религия и падение древней цивилизации

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Ранняя история ацтеков
  2. Империя ацтеков
  3. Ацтекская религия
  4. Европейское вторжение и падение ацтекской цивилизации
  5. Человеческое жертвоприношение: почему ацтеки практиковали этот кровавый ритуал

Ацтеки, которые, вероятно, возникли как кочевое племя на севере Мексики, прибыли в Мезоамерику примерно в начале 13 века. Из своей великолепной столицы, Теночтитлана, ацтеки превратились в доминирующую силу в центральной Мексике, создав сложную социальную, политическую, религиозную и коммерческую организацию, которая к 15 веку привела под свой контроль многие города-государства региона. Захватчики во главе с испанским конкистадором Эрнаном Кортесом свергли империю ацтеков силой и захватили Теночтитлан в 1521 году, положив конец последней великой исконной цивилизации Мезоамерики.

964e298fd1a23cfabf47533140cff506

Ранняя история ацтеков

Точное происхождение ацтеков неизвестно, но считается, что они возникли как северное племя охотников-собирателей, чье название произошло от их родины Ацтлан, или «Белая Земля» на ацтекском языке науатль. Ацтеки также были известны как Теночка (от которого произошло название их столицы, Теночтитлан) или Мексика (происхождение названия города, который заменит Теночтитлан, а также названия всей страны). . Ацтеки появились в Мезоамерике – так называется южно-центральный регион доколумбовой Мексики – в начале 13 века. Их прибытие произошло сразу после или, возможно, помогло вызвать падение ранее господствовавшей мезоамериканской цивилизации, тольтеков .

Вы знали? Ацтекский язык науатль был доминирующим языком в центральной Мексике к середине 1350-х годов. Многочисленные слова науатля, заимствованные испанцами, позже были поглощены и английским языком, включая чили или чили, авокадо, шоколад, койот, пейот, гуакамоле, оцелот и мескаль.

Когда ацтеки увидели орла, сидящего на кактусе на болотистой земле недалеко от юго-западной границы озера Тескоко, они восприняли это как знак, чтобы построить там свое поселение. Они осушили болотистую землю, построили искусственные острова, на которых можно было посадить сады, и заложили фундамент своей столицы, Теночтитлана, в 1325 году нашей эры. Типичными культурами ацтеков были кукуруза (кукуруза), а также бобы, кабачки, картофель, помидоры и авокадо; они также поддерживали себя рыболовством и охотой на местных животных, таких как кролики, броненосцы, змеи, койоты и дикая индейка. Их относительно сложная система сельского хозяйства (включая интенсивную обработку земли и методы орошения) и мощные военные традиции позволили ацтекам построить успешное государство, а затем и империю.

adam hook showing elite warriors of the aztec army

Империя ацтеков

В 1428 году под руководством своего лидера Ицкоатля ацтеки заключили трехсторонний союз с текскоканцами и такубанцами, чтобы победить своих самых могущественных соперников за влияние в регионе, тепанеков, и завоевать их столицу Аскапоцалько. Преемник Ицкоатля Монтесума (Монтесума) I, пришедший к власти в 1440 году, был великим воином, которого помнили как отца империи ацтеков. К началу 16 века ацтеки стали править более чем 500 небольшими государствами и примерно 5-6 миллионами людей посредством завоеваний или торговли. На пике своего развития Теночтитлан насчитывал более 140 000 жителей и был самым густонаселенным городом из когда-либо существовавших в Мезоамерике.

Оживленные рынки, такие как Тлателолко в Теночтитлане, которые посещают около 50 000 человек в основные рыночные дни, стали двигателем экономики ацтеков. Цивилизация ацтеков также была высокоразвита в социальном, интеллектуальном и художественном отношении. Это было высоко структурированное общество со строгой кастовой системой; наверху были дворяне, а внизу – крепостные, наемные слуги и порабощенные рабочие.

inka come big

Ацтекская религия

Вера ацтеков разделяла многие аспекты с другими мезоамериканскими религиями, такими как религия майя, в частности, включая обряд человеческих жертвоприношений . В великих городах ацтекской империи великолепные храмы, дворцы, площади и статуи олицетворяли неизменную преданность цивилизации многим ацтекским богам, включая Уицилопочтли (бог войны и солнца) и Кецалькоатля («Пернатый змей»), тольтеков. бог, который на протяжении многих лет выполнял многие важные роли в ацтекской вере. Великий Храм, или Темпло Майор, в столице ацтеков Теночтитлане был посвящен Уицилопочтли и Тлалоку, богу дождя.

Календарь ацтеков, распространенный на большей части Мезоамерики, был основан на солнечном цикле из 365 дней и ритуальном цикле из 260 дней; календарь играл центральную роль в религии и ритуалах ацтекского общества.

atsteki 214 o

Европейское вторжение и падение ацтекской цивилизации

Первым европейцем, посетившим мексиканскую территорию, был Франсиско Эрнандес де Кордоба, который прибыл на Юкатан из Кубы на трех кораблях и около 100 человек в начале 1517 года. Сообщения Кордобарса о его возвращении на Кубу побудили испанского губернатора Диего Веласкеса послать туда больший вернуться в Мексику под командованием Эрнана Кортеса . В марте 1519 года Кортес высадился в городе Табаско , где он учился у выходцев из великой цивилизации ацтеков, которой тогда правил Моктесума (или Монтесума) II.

Бросая вызов авторитету Веласкеса, Кортес основал город Веракрус на юго-восточном побережье Мексики, где он обучил свою армию дисциплинированным боевым силам. Затем Кортес и около 400 солдат двинулись в Мексику при помощи местной женщины по имени Малинче, которая работала переводчиком. Благодаря нестабильности внутри ацтекской империи, Кортес смог заключить союзы с другими коренными народами, особенно с тласкаланцами, которые в то время находились в состоянии войны с Монтесумой.

В ноябре 1519 года Кортес и его люди прибыли в Теночтитлан, где Монтесума и его люди встретили их как почетных гостей согласно ацтекскому обычаю (частично из-за физического сходства Кортеса со светлокожим Кецалькоатлем, возвращение которого предсказывалось в ацтекских легендах). Хотя у ацтеков было больше людей, их оружие было хуже, и Кортес смог немедленно взять в заложники Монтесуму и его свиту лордов, получив контроль над Теночтитланом. Затем испанцы убили тысячи ацтекских дворян во время ритуальной танцевальной церемонии, и Монтесума умер при невыясненных обстоятельствах, находясь под стражей.

Европейские болезни, такие как оспа, паротит и корь, также были мощным оружием против местного населения, у которого отсутствовал иммунитет к ним. Францисканский монах, путешествовавший с Кортесом, наблюдал влияние оспы на ацтеков: «Они умирали кучей … Во многих местах случалось, что все в доме умерли, и, поскольку было невозможно похоронить большое количество мертвых, они снесли дома над ними, так что их дома стали их могилами “. К 1520 году оспа сократила население Теночтитлана на 40% всего за один год.

Куаутемок, молодой племянник Монтесумы, стал императором, и ацтеки изгнали испанцев из города. С помощью местных соперников ацтеков Кортес начал наступление на Теночтитлан, в конце концов победив сопротивление Куаутемока 13 августа 1521 года . В целом, около 240 000 человек погибли во время завоевания города, которое фактически положило конец цивилизации ацтеков. После своей победы Кортес стер с лица земли Теночтитлу и построил на ее руинах Мехико; он быстро стал главным европейским центром Нового Света.

Человеческое жертвоприношение: почему ацтеки практиковали этот кровавый ритуал

1 118 1

В дополнение к вырезанию сердец жертв и проливанию их крови на алтари храмов, ацтеки, вероятно, также практиковали форму ритуального каннибализма.

Когда испанский конкистадор Эрнан Кортес и его люди прибыли в столицу ацтеков Теночтитлан в 1521 году, они рассказали, что стали свидетелями ужасной церемонии. Ацтекские жрецы, используя острые, как бритва, обсидиановые лезвия, разрезали груди жертвенных жертв и предлагали их все еще бьющиеся сердца богам. Затем они сбросили безжизненные тела жертв со ступенек, возвышающегося Темпло Майор.

Андрес де Тапиа, конкистадор, описал две округлые башни по бокам от Темпло Майор, целиком сделанные из человеческих черепов, и между ними высокую деревянную стойку, на которой были изображены тысячи черепов с просверленными отверстиями с обеих сторон, чтобы черепа могли скользить по деревянным столбам.

Читая эти отчеты сотни лет спустя, многие историки отвергли отчеты 16-го века как сильно преувеличенную пропаганду, призванную оправдать убийство ацтекского императора Монтесумы, безжалостное разрушение Теночтитлана и порабощение его народа. Но в 2015 и 2018 годах археологи, работавшие на раскопках Темпло Майор в Мехико, обнаружили доказательства широко распространенных человеческих жертвоприношений среди ацтеков – не что иное, как сами башни из черепов и подставки для черепов, которые конкистадоры описывали в своих отчетах.

scale 1200

Хотя верно то, что испанцы, несомненно, преувеличили свои цифры – испанский историк Фрай Диего де Дуран сообщил, что 80 400 мужчин, женщин и детей были принесены в жертву для инаугурации Темпло Майор при предыдущем императоре ацтеков – появляется все больше свидетельств того, что ужасающие сцены, изображенные на испанском языке тексты и сохранившиеся в храмовых фресках и резьбе по камню верны . Почему они проводили такие жестокие церемонии? Джон Верано , профессор антропологии в университете Тулейна, объясняет, что эта практика имела духовное значение для ацтеков.

«Для них это было очень серьезным и важным делом», – говорит Верано. Он объясняет, что в течение года будут приноситься большие и малые человеческие жертвы, чтобы они совпадали с важными календарными датами, для посвящения храмов, борьбы с засухой и голодом и многого другого.

Основанием для человеческих жертвоприношений ацтеков было, прежде всего, вопрос выживания. Согласно ацтекской космологии, бог солнца Уицилопочтли вел постоянную войну против тьмы, и если тьма победит, мир погибнет. Чтобы солнце двигалось по небу, и сохранить свою жизнь, ацтеки должны были кормить Уицилопочтли человеческими сердцами и кровью.

Человеческие жертвоприношения также служили другой цели в расширяющейся империи ацтеков 15 и 16 веков: запугивание. Ритуальные убийства военнопленных и массовая демонстрация черепов были интуитивным напоминанием о силе империи и масштабах ее владычества. Тесты ДНК восстановленных жертв с сайта Templo Mayor показывают, что подавляющее большинство принесенных в жертву были посторонними, вероятно, вражескими солдатами или рабами.

Верано говорит, что в истории и культурах рост ритуальных человеческих жертвоприношений часто совпадает с возникновением сложных обществ и социального расслоения. Это особенно эффективный метод запугивания соперников и сдерживания собственных людей. Достаточно взглянуть на гладиаторские сражения в Имперском Риме или массовые захоронения слуг и пленников вместе с египетскими фараонами и китайскими королями.

Кроме того, как это трудно представить, многие пленные солдаты, рабы и граждане ацтеков охотно пошли к жертвенному алтарю. Отдать свое сердце Уицилопочтли было огромной честью и гарантированным билетом в благословенную загробную жизнь, сражаясь в армии бога солнца против сил тьмы.

Природа войны в период расцвета могущества ацтеков также была уникальной. К концу 15 века ацтеки завоевали контроль над большими территориями центральной и южной Мексики. Единственным оставшимся сопротивлением был соседний город-государство Тласкала на востоке.

Вместо того чтобы участвовать в жестоких битвах насмерть, ацтеки и тлашкальцы согласились вести так называемые «Цветочные войны», церемониальные битвы, цель которых заключалась в том, чтобы захватить, а не убить как можно больше вражеских воинов. Верано говорит, что эти битвы предоставили молодым воинам ацтеков важное место для обретения социального статуса, вернув домой стайку пленников, некоторые из которых в конечном итоге будут принесены в жертву.

unnamed

Считается, что ацтеки не только вырезали сердца жертв и проливали их кровь на алтарь храма, но и практиковали ритуальный каннибализм. Тела жертв, снятые с головы, вероятно, были подарены дворянам и другим выдающимся членам общины. На иллюстрациях шестнадцатого века изображены части тела, приготовленные в больших горшках, а археологи обнаружили характерные следы мясника на костях человеческих останков в ацтекских поселениях вокруг Мехико.

В то время как долгое время предполагалось, что ацтеки занимались ритуальным каннибализмом только во время голода, другое объяснение состоит в том, что употребление в пищу мяса человека, принесенного богам, было похоже на общение с самими богами. Как ни отталкивающе это звучит, Верано говорит, что ритуальный каннибализм, скорее всего, существовал среди ацтеков и считался бы не только нормальным, но и большой честью.

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *