Эхнатон: Тайны религиозной революции

Эхнатон Без рубрики

На протяжении долгой египетской истории немногие фигуры вызывали столь противоречивые чувства, как Эхнатон. Период правления этого египетского царя характеризовался социальными, политическими и религиозными потрясениями, подобными которым когда-либо подвергались немногие культуры. Менее чем за два десятилетия на престоле Эхнатон ввел новые аспекты египетской религии, пересмотрел ее царский художественный стиль, перенес столицу Египта на ранее незанятое место, внедрил новую форму архитектуры и попытался стереть с лица земли имена и изображения некоторых египетских святынь. традиционные боги. Отчасти из-за бурного характера правления Эхнатона эта эпоха в истории Египта, известная как период Амарны, привлекла такое большое внимание ученых и общественности.
Со времени повторного открытия Эхнатона в наши дни ученые написали бесчисленное количество исследований и биографий этого так называемого царя-еретика, излагая его подстрекательскую природу способами, которые, возможно, лучше всего выразил Джеймс Генри Брестед: «До Эхнатона история мира была непреодолимым течением традиция. Все люди были лишь каплями воды в великом потоке. Эхнатон был первым человеком в истории».
Эхнатон пришел к власти как фараон Египта либо в 1353, либо в 1351 году до нашей эры и правил примерно 17 лет во времена 18-й династии Нового царства Египта. Эхнатон стал известен современным ученым благодаря созданной им новой религии, в основе которой лежал Атон. В новой религии Эхнатона эта фигура обычно представлялась в виде солнечного диска и лучше всего понималась как свет, излучаемый самим солнцем. Царь взошел на трон под своим именем при рождении Аменхотеп IV, но на пятом году своего правления он изменил свое имя на то, которое лучше отражало его религиозные представления (Аменхотеп = «Амон доволен», Эхнатон = «Действующий для Атона»). Вскоре после этого первого значительного шага Эхнатон инициировал ряд изменений в египетской религии, искусстве и письменности, которые, по-видимому, совпали с юбилеями его обожествленного отца.

Что же тогда представляла собой эта новая религия, которая побудила Эхнатона перевернуть так много элементов египетского общества? Ответы коренятся в неуверенности, заставляющей египтологов долго спорить о природе трансформации Эхнатона. Ученые приводили доводы в пользу монотеизма, генотеизма, агностицизма и почти всего, что между ними. Несомненно, однако, то, что эта новая религия возвысила Атона до положения государственного божества и в основном сосредоточилась на поклонении ему. Эхнатон еще больше изменил религиозную сферу Египта за счет преследований некоторых традиционных богов, в первую очередь Амона – государственного божества Египта на протяжении большей части 18-й династии. Где-то на четвертом году своего правления Эхнатон даже отправил агентов, чтобы стереть имена и изображения некоторых богов из существующих текстов и памятников.

Новый подход Эхнатона к религии проявился и в других аспектах египетской культуры, прежде всего в художественной сфере. Первые работы, заказанные королем, появились в традиционном фиванском стиле, который использовался почти каждым фараоном 18-й династии до него. Однако по мере того, как он внедрял новые религиозные идеи, королевское искусство развивалось, чтобы отражать концепции атенизма. Самые разительные изменения наблюдаются во внешнем виде царской семьи. Головы стали крупнее, чем в традиционном стиле, и поддерживались удлиненными и тонкими шеями. Царская семья приобрела более андрогинный вид, который иногда даже скрывал разницу между Эхнатоном и царицей Нефертити. Их лица характеризовались большими губами, длинными носами и прищуренными глазами, а их тела демонстрировали узкие плечи и талию.
Эти шаги к культурной революции завершились решением Эхнатона перенести столицу Египта из Фив в ранее незанятое место, которое он назвал Ахетатон (современный Телль-эль-Амарна), что означает «место, где Атон становится эффективным». На пятом году правления Эхнатона он утверждал, что «обнаружил» местонахождение нового царского города. Царь объявил, что Атон впервые появился на этом месте и что Атон выбрал это место только для царя. Армана, похоже, была выбрана еще и потому, что скалы, обрамляющие новый город, напоминали символ Акст, означающий «горизонт». Чтобы быстро построить город, используются более мелкие строительные блоки, называемые талатат были введены, которыми было легче управлять неквалифицированным рабочим. Примерно через три года строительство большинства городских и административных зданий было завершено.

Конец правления Эхнатона туманен. Король, скорее всего, умер на 17-м году своего правления, поскольку это самая высокая дата, засвидетельствованная для него. Но неопределенность окружает его кончину. Во-первых, причина смерти Эхнатона неизвестна в основном потому, что неясно, были ли когда-либо обнаружены его останки. Царская гробница, предназначенная для Эхнатона в Амарне, не содержала царского захоронения, что вызывает вопрос о том, что случилось с телом. Несколько ученых предположили, что скелет, найденный в гробнице KV55 в Долине Царей, мог принадлежать Эхнатону, поскольку в гробнице было много погребального инвентаря (в том числе гроб, в котором были найдены останки), принадлежащего Эхнатону и другим фигурам периода Амарны. Однако, как и многие темы, касающиеся Эхнатона, этот вопрос остается предметом многочисленных научных дискуссий.

Оцените статью
Историкс
Добавить комментарий