Атешгях Бакинского храма огняБаку Атешгях (персидский: آتشگاه) или « Храм Огня » — древний индуистский религиозный храм, посвященный Джвала Джи в Сураханах, пригороде большого Баку, Азербайджан.
Первоначально предполагалось, что это зороастрийское место поклонения огню, поскольку « Аташ » (آتش) — это персидское слово, обозначающее огонь.
Четырьмя святыми элементами веры местных жителей были: атеши (огонь), бади (воздух), аби (вода) и хеки (земля).
Пятиугольный комплекс с внутренним двором, окруженным монашескими кельями и четырехстолпным алтарем посередине, был построен в XVII-XVIII вв., но после 1883 г., когда в Сураханах были построены нефтяные заводы (промышленность), храм перестал быть почитаемым. Комплекс был превращен в музей в 1975 году.
Огонь считается священным как в индоиранских ветвях индуизма, так и в зороастризме (как Агни и Атар соответственно), и ведутся споры о том, была ли Аташгях изначально индуистской структурой или зороастрийской. Трезубец, установленный на вершине сооружения, обычно является явно индуистским священным символом (как Тришул, который обычно устанавливается на храмах), и зороастрийские ученые ссылаются на него как на конкретную причину, по которой Аташгях считается индуистским местом.
На Атешгях есть несколько надписей. Все они написаны либо на санскрите, либо на пенджаби, за исключением одной персидской надписи, которая находится под сопровождающим санскритским обращением к Господу Ганеше и Джвала Джи. Хотя персидская надпись содержит грамматические ошибки, обе надписи содержат одну и ту же дату 1745 года нашей эры (Самват/संवत 1802/१८०२ и 1158 год хиджры/١١٥٨).
В совокупности даты на надписях варьируются от Самвата 1725 года до Самвата 1873 года, что соответствует периоду с 1668 по 1816 год нашей эры.
В одном из сообщений прессы утверждается, что существуют местные записи, в которых говорится, что сооружение было построено общиной бакинских индуистских торговцев примерно во время падения династии Ширваншахов и присоединения к Российской империи после русско-персидской войны (1722–1723).
Надписи в храме на санскрите (письмом Нагари Деванагари) и пенджаби (письмом Гурмукхи) идентифицируют это место как место поклонения индуистов и сикхов и утверждают, что оно было построено и освящено для Джвала Джи, современного индуистского божества огня. Джвала (जवाला/ज्वाला) на санскрите означает пламя.
Храм огня Атешгях очень похож на храм Джваламукхи в Химачал-Прадеше, Индия.
храм джваладжиВ Гималаях, в поселении Джаваламукхи, в районе Кангра штата Химачал-Прадеш, Индия, есть знаменитый храм Джвала Джи, на который Аташга очень похож, и лишь немногие ученые заявляют, что некоторые преданные Джвала Джи имели обыкновение обращаться к Кангра. святыню как « меньшую Джвала Джи », а бакинскую святыню как « большую Джвала Джи ».
Другие божества, упомянутые в надписях, включают Ганешу и Шиву. Надписи на языке пенджаби являются цитатами из Ади Грантх , а некоторые из надписей на санскрите взяты из текста Сат Шри Ганешая Намах .
Храм был осмотрен в конце 19-го и начале 20-го века дастурами парси, некоторые из которых также посетили Джвала Джи в Кангре в Гималаях.
Основываясь на надписях и строении, их оценка заключалась в том, что храм был индуистской святыней.
В 1925 году зороастрийский священник и академик Дживанджи Джамшеджи Моди отправился в Баку, чтобы определить, действительно ли храм когда-то был зороастрийским местом поклонения. До этого (и снова сегодня) это место посещали зороастрийские паломники из Индии.
В своих «Путешествиях за пределы Бомбея» Моди заметил, что «не только я, но и любой парс, хоть немного знакомый с религией наших индусских братьев, их храмами и их обычаями, после осмотра этого здания с его надписями, архитектурой и т. д. пришёл бы к выводу, что это не [зороастрийский] Аташ Каде, а индуистский храм, чьи брамины (жрецы) поклонялись огню (санскрит: Агни). ”
В 1876 году Джеймс Брайс посетил регион и обнаружил, что « самым замечательным минеральным продуктом является нафта , которая извергается во многих местах, но наиболее обильно близ Баку, на побережье Каспийского моря, сильными источниками, некоторые из которых, как говорят, всегда гореть.
Не называя Аташгяха по имени, он упомянул о зороастрийцах, что « после того, как они были изгнаны из Персии магометанами, которые их люто ненавидят, некоторые из немногих время от времени прокрадывались сюда в паломничествах » и что « под более терпимым влиянием царя, одинокого жреца огня содержит община парсов Бомбея, населяющая небольшой храм, построенный над одним из источников ».
Когда-то огонь подпитывался жерлом из подземного месторождения природного газа, расположенного прямо под комплексом, но интенсивная эксплуатация запасов природного газа в этом районе во время советской власти привела к тому, что пламя погасло в 1969 году. Сегодня огонь музея питается магистральным газом, подведенным из города Баку.