Какой была жизнь в древнем Вавилоне?

Кодекс Хаммурапи может привлечь все внимание, но ячмень и шерсть были основой повседневной жизни и торговли вавилонян.

Древнее месопотамское царство Вавилон процветало во времена правления Хаммурапи, правившего с 1792 по 1750 гг. до н. э. Что примечательно в этот период вавилонской истории, так это то, что археологи обнаружили десятки тысяч клинописных табличек, которые рисуют подробную картину жизни в древнем царстве. находится на территории современного Ирака.

Например, существует бесчисленное множество контрактов, в которых фиксируется усыновление ребенка, наем рабочего или покупка поля. Есть письма — некоторые размером с почтовую марку, — которые предлагают интимный взгляд на семейные отношения и королевские обязанности.

И даже знаменитый «кодекс» Хаммурапи, первый зарегистрированный письменный закон, дает «прекрасное окно в повседневную жизнь», — говорит Аманда Подани, профессор истории Калифорнийского государственного политехнического университета в Помоне и автор книги «Ткачи, писцы и короли: Новая история Древнего Ближнего Востока.

«Удивительно, но законы Хаммурапи мало что говорят нам о вавилонских законах, потому что на самом деле они не были приняты», — добавляет Подани. «То, что они представляют, — это прецеденты дел, которые были переданы в суд, и многое было связано с повседневными вещами, такими как сельское хозяйство, развод, наследование и обращение с рабами».

Семья, класс и общество в Древнем Вавилоне

Историки не имеют четкого представления о населении Вавилона во времена Хаммурапи, но оно вполне могло составлять более 25 000 человек. Столетия спустя он увеличился до более чем 100 000 человек и стал крупнейшим городом в Месопотамии.

Если вы пойдете по улице в Вавилоне Хаммурапи, все, что вы увидите с обеих сторон, это высокие стены из сырцового кирпича с дверями. Однако за дверями были открытые дворы, окруженные комнатами и жилыми помещениями. Наружные окна были редкостью, но центральный двор давал много света и воздуха.

Семья имела первостепенное значение для вавилонян, и большие семьи часто жили рядом друг с другом. По этой причине вавилоняне редко продавали семейный дом, говорит Подани. Он передавался из поколения в поколение, и семейные захоронения часто находились под двором.

Древнее вавилонское общество было патриархальным, говорит Подани, но вавилонские женщины на самом деле имели больше прав, чем в более поздних цивилизациях, таких как Древняя Греция. Они могли представлять себя в суде, владеть имуществом и передавать его своим детям, занимать должности жриц и чиновников.

Вавилонянин редко брал вторую жену и обычно разрешался только в тех случаях, когда первая жена не могла родить ребенка.

Класс не был жестким в вавилонском обществе. Царь и его царская династия, разумеется, были на вершине, за ними следовали первосвященники и жрицы многих храмов, посвященных вавилонским богам. Но среди людей существовало движение между классом землевладельцев, известным как авилум, или «джентльмены», и мушкенумом , или «простолюдинами», которые были свободны, но, вероятно, не владели землей.

Рабы принадлежали к классу вардумов. Хотя некоторые вавилонские рабы были куплены, а другие родились в рабстве, во многих случаях рабство было временным состоянием в Вавилоне. Если простолюдин глубоко влез в долги, он мог быть порабощен своими кредиторами до тех пор, пока долг не будет погашен. Другие вавилонские рабы были военнопленными, чьи семьи не могли заплатить выкуп.

Сельское хозяйство, ремесленники и торговля
Во времена Хаммурапи богатство города измерялось производством ячменя и шерсти, из последней ткали ткани для продажи.

Большая часть сельскохозяйственных земель Вавилона принадлежала либо царю, либо храмовому комплексу, но некоторые люди также владели и управляли частной землей. Тяжелая работа по рытью каналов, вспашке полей и разведению овец выполнялась наемным и мобилизованным трудом. Солдатам также выделялись участки земли в обмен на военную службу. У них не было земли, но часть урожая была их зарплатой и пропитанием их семьи.

Вдобавок к ячменю, основному продукту для производства хлеба и пива — в основном слабому напитку, богатому белком и калориями, — вавилоняне собирали финики в высоких садах с финиковыми пальмами и овощи с небольших огородов. Сельскохозяйственное изобилие Вавилона стало возможным благодаря разветвленной системе вырытых вручную каналов и дамб, по которым поступала пресная вода из близлежащей реки Евфрат.

Десятки тысяч овец, являвшихся источником текстильной промышленности Вавилона, паслись в выжженных предгорьях. Стрижка, которая происходила в конце декабря и начале января, была колоссальным мероприятием. Вавилоняне называли это «выщипыванием», говорит Подани, потому что вместо стрижки шерсти рабочие расчесывали и выщипывали ее у овец, когда весной они естественным образом сбрасывали шубы. Огромные кучи шерсти хранились в королевском «выщипном доме».

Вавилонские женщины играли важную роль в качестве ткачей, производя высококачественные шерстяные ткани, которые обменивались с соседними царствами на металлы, древесину, полудрагоценные камни и строительный камень.

Храмы и религиозная жизнь
Вавилоняне были политеистами и поклонялись большому пантеону богов и богинь. Некоторые из богов были государственными божествами, например, Мардук, главный бог-покровитель Вавилона, обитавший в высоком храме. Другие были личными богами, которым семьи поклонялись в скромных домашних святынях.

По всему городу были храмы, посвященные главным государственным божествам, таким как Иштар, Энлиль, Син и Шамаш, помимо Мардука. Внутри каждого храма находилась тщательно продуманная культовая статуя бога или богини, и только жрецам, жрицам и храмовым работникам разрешалось входить в присутствие бога.

«Статуя не была изображением бога; это был бог», — говорит Подани. «Статую нужно было кормить три раза в день, подавать вино и пиво и одевать в украшения. В праздничные дни великих богов проносили по улицам».

Закон и справедливость

Беттманн через Getty Images

Знаменитый строгий «кодекс» законов Хаммурапи никогда не применялся как таковой — по крайней мере, судя по сохранившимся судебным протоколам, — но кодекс Хаммурапи отражает изощренность судебной системы Вавилона.

За каждым вавилонским судом наблюдали семь судей, и решения определялись мнением большинства. Если кто-то подавал дело в суд, судьи иногда призывали к независимому расследованию и к свидетелям для дачи показаний под присягой.

«Быть свидетелем было большим делом, — говорит Подани, — поскольку каждый контракт и деловая сделка требовали свидетелей. «Свидетели должны были бы дать клятву богам, и если бы они предстали перед судом, их клятва была бы эквивалентна словам: «Если я не говорю правду, то пусть Шамаш убьет меня». Лгать не стоило.

Вавилонская правовая система включала положения, запрещавшие судьям брать взятки или отдавать предпочтение богатым. Даже наказания, которые современным читателям могут показаться жестокими, часто учитывали класс жертвы.

Например, если богатый человек ослепил глаз такого же богатого человека, то в наказание преступнику будет ослеплен один глаз. Но если богатый человек ослеплял простолюдина, он платил жертве 60 шекелей серебра, что эквивалентно зарплате за шесть лет. Для простолюдина, говорит Подани, деньги были гораздо более ценными, чем знание того, что нападавший тоже был слеп на один глаз.

«Похоже, это была система, которой вавилоняне гордились своей справедливостью», — говорит Подани.

Война и завоевание
Во времена Хаммурапи военные действия велись иначе, чем в более поздние периоды, когда жестокие и затяжные сражения уносили бесчисленное количество жизней.

«Войны были тщательно спланированы, — говорит Подани. Если у соседних королевств возникал пограничный спор, дипломаты определяли дату и время битвы. «Единственная битва часто решала, кто победил».

На 30-м году правления Хаммурапи увлекся строительством империи и в течение следующих 13 лет завоевал 17 соседних королевств и регионов. Одной из особенностей ведения войны во времена Хаммурапи было то, что армии пытались захватить — не обязательно убить — как можно больше вражеских солдат. Это потому, что военнопленных держали ради выкупа, прибыльной торговли.

Здесь торговцы играли ключевую роль. Поскольку купцы много путешествовали и говорили на нескольких языках, они платили за пленника выкуп и возвращали его на родину. В Вавилоне, если семья была бедна и не могла заплатить выкуп, ответственность ложилась на храм. А если храм не сможет заплатить, то долг покроет дворец.

Оставьте комментарий