Нефертити: египетская жена, мать, царица и икона

Нефертити Без рубрики

Нефернефруатон Нефертити была великой женой царя Эхнатона и, в современной западной культуре, пожалуй, самой известной царицей Древнего Египта, о чем свидетельствует культовый бюст в Берлинском музее. Она и Эхнатон произвели на свет шесть дочерей, женский королевский контингент, который пользовался необычайной известностью во время правления Эхнатона. Фактически, Нефертити занимает положение египетской царицы с наибольшим количеством сохранившихся изображений на памятниках и других художественных средствах.
Во время своего правления Эхнатон провел серию шокирующих религиозных и социальных изменений, которые переориентировали египетский пантеон вокруг ранее периферийного бога: Атона. Этот политический шаг, скорее всего, обеспечил Нефертити известность в официальных СМИ. Чтобы закрепить социальные изменения фараона, королевская семья получила большую власть – решение, в котором постоянно подчеркивалось влияние Нефертити. В результате Нефертити часто изображают делающей подношения Атону без мужа, что позволяет предположить, что она обладала необычным уровнем автономии при египетском дворе. На изображениях даже изображена Нефертити, поражающая врагов Египта — мотив, ранее предназначенный только для фараона.
Помимо использования в качестве авторитетной фигуры в новой иконографической программе ее мужа, изображения Нефертити использовались для воплощения нескольких важных принципов религиозных реформ, сосредоточенных на Атоне. Основные идеи новой амарнской религии были изложены в Великом гимне Атону, тексте, в котором обсуждается роль солнечного диска в обеспечении обитателей земли жизнью и средствами к существованию. Один принцип, подчеркиваемый в Великом гимне Атону , – это концепция плодородия и зарождения новой жизни, идея, часто отраженная в искусстве периода Амарны. Например, и мужчины, и женщины были изображены с большими животами и бедрами, что, по-видимому, было попыткой вызвать в памяти богов плодородия, таких как Хапи.

На стеле святыни, которая сейчас находится в Берлинском музее, Эхнатон и Нефертити сидят лицом друг к другу, а над ними сияет Атон. Эхнатон держит на руках одну из дочерей пары и целует ее в губы, в то время как Нефертити сидит с одной из своих дочерей на коленях, а другая взгромоздилась на ее плечо и игриво тянется к серьгам своей матери. В этой сцене Нефертити лишь немного меньше своего мужа, что предполагает естественный диморфизм полов, а не иерархическую шкалу. Кроме того, черты лица, платье и поза королевской четы удивительно похожи. Они оба носят головные уборы одинаковой формы: Нефертити носит свою типичную корону с плоской вершиной, а Эхнатон носит то, что кажется его синей короной (стела повреждена). Наконец, Атон держит два анкха символы на носах короля и королевы, предполагая, что даже в глазах Атона Эхнатон и Нефертити были аналогичны.
Все эти параллели в изображениях короля и королевы как бы отражают их взаимодополняющий характер. Как сказано в Великом гимне, царь должен был действовать как посредник Атона на земле, что предполагает, что Нефертити была его женским эквивалентом в этой роли. Эта идея подкрепляется тем фактом, что эта стела была святыней в частном доме, подразумевая, что жители Амарны должны были поклоняться всей королевской семье, а не только королю.
Нефертити, возможно, сохранила влиятельное положение даже после смерти мужа. Многие ученые предполагают, что она даже была одной из преемниц Эхнатона и правила под именем Нефернефруатон. Между последним годом Эхнатона на троне и временем, когда Тутанхамон стал фараоном, мы знаем, что два разных царя недолго правили под именами Нефернеферуатон и Сменхкара. Как ни странно, эти два короля имели один и тот же преномен, когда имя Нефенеферуатен было сокращено, что первоначально заставило ученых поверить в то, что они были одним и тем же человеком. Однако теперь все согласны с тем, что Нефернефруатон не была тем же человеком, что и Сменхкаре, и что она на самом деле была женщиной-фараоном, основываясь на женских окончаниях некоторых ее эпитетов и женском написании ее преномена. На ранней стадии, ученые подозревали, что Нефертити и Нефернеферуатон были одним и тем же человеком, потому что Нефертити использовала имя Нефернеферуатон, когда была королевой. Эта теория получила дальнейшее подтверждение в 2012 году, когда Археологическая миссия Левена обнаружила граффито в Дейр-эль-Берша, на котором Нефертити была названа главной королевой Эхнатона. Эта надпись относится к 16 году правления Эхнатона, который был предпоследним годом его правления на престоле. Этот текст указывает на то, что Нефертити была жива в конце правления своего мужа и могла быть в состоянии стать его преемником. Однако, даже если Нефертити не была царицей, она, несомненно, остается одной из самых известных цариц Древнего Египта. Эта теория получила дальнейшее подтверждение в 2012 году, когда Археологическая миссия Левена обнаружила граффито в Дейр-эль-Берша, на котором Нефертити была названа главной королевой Эхнатона. Эта надпись относится к 16 году правления Эхнатона, который был предпоследним годом его правления на престоле. Этот текст указывает на то, что Нефертити была жива в конце правления своего мужа и могла быть в состоянии стать его преемником. Однако, даже если Нефертити не была царицей, она, несомненно, остается одной из самых известных цариц Древнего Египта. Эта теория получила дальнейшее подтверждение в 2012 году, когда Археологическая миссия Левена обнаружила граффито в Дейр-эль-Берша, на котором Нефертити была названа главной королевой Эхнатона. Эта надпись относится к 16 году правления Эхнатона, который был предпоследним годом его правления на престоле. Этот текст указывает на то, что Нефертити была жива в конце правления своего мужа и могла быть в состоянии стать его преемником. Однако, даже если Нефертити не была царицей, она, несомненно, остается одной из самых известных цариц Древнего Египта.

Оцените статью
Историкс
Добавить комментарий