Сарасвати (санскрит: सरस्वती नदी sárasvatī nadī) — единственная индийская река древних времен, которая много раз упоминалась в Ведах.
Ее называли Амбитаме, Надитаме, Девитаме — Лучшая из матерей, Лучшая из рек и Лучшая из богинь в Ригведе.
С этой рекой связано много ведических, пуранических и исторических событий, но сегодня ее нет.
Ему посвящены целые гимны в Ригведе, стихи [6.61], [7.95] и [7.96].
Эта река видела процветание самого древнего языка на земле (санскрит), рождение великой цивилизации, конец эпохи с войной Махабхараты.
В настоящее время установлено, что цивилизация долины Инда-Сарасвати представляет собой совокупность почти 2500 поселений различных периодов вдоль Сарасвати и других рек, некоторые из которых датируются ранее 6000 г. до н.э.
Эти памятники демонстрируют явные признаки наличия общих культурных элементов с более поздней ведической культурой.
Карта реки Сарасвати (около 4000 г. до н.э.)
Письмо Инда сначала было отклонено как образное, но с тех пор было обнаружено, что оно очень похоже на более поздний сценарий Брахми и, возможно, связано с ранними семитскими письмами, из которых развился современный алфавит.
Почти 10000 лет назад многие реки вытекали из Гималаев и впадали в Аравийское море.
Западный Раджастхан был зеленым и плодородным, с обильными речными водами и обильными дождями, которые способствовали процветанию многих цивилизаций на их берегах.
Почти 6000 лет спустя река Сарасвати начала пересыхать, а другие реки изменили свое русло.
Раджастхан высох и превратился в засушливую пустыню, где горячие ветры нагромождали песчаные дюны.
В Ведах и древних писаниях река Сарасвати упоминалась под разными именами, такими как Марканда, Хакра, Супрабха, Канчанакши, Висала, Манорама.и т. д.
Ригведа описывает ее как одну из семи главных рек ведических времен, другими являются Шатадру (Сатледж), Випаса (Беас), Аскини (Ченаб), Парсони или Айравати (Рави), Витаста (Джелум) и Синдху (Инд). ).
Джелум изменил свое направление в 1552-55 годах нашей эры, а Беас изменил свое направление во время внезапных наводнений 1996 года.
Фактически, Пенджаб получил свое название из-за рек Пендж (Пять), протекающих по его земле.
Индией было названо европейцами из-за цивилизации долины Инда, которая считалась корнем всех цивилизаций на этой земле, и им пришлось пересечь реку Инд, чтобы войти в эту страну.
Но у Индии была гораздо более древняя история, и сегодня река Инд протекает через Пакистан, а не через Индию.
Современные археологи предприняли множество попыток с помощью ссылок в ведических текстах обнаружить карту маршрутов и русла высохшей реки Сарасвати.
В гимне Надистути в Ригведе (10.75) Сарасвати упоминается между Ямуной на востоке и Сатледжем на западе, а в более поздних ведических текстах, таких как Тандья и Джайминия Брахманы , а также в Махабхарате упоминается, что Сарасвати высохла в пустыне.
Многие пуранические и исторические события произошли вокруг реки Сарасвати, например:
Картикея был назначен главнокомандующим силами Дэвы на его берегах.
Пурурава, потомок Лунной династии, встретил свою будущую жену Урваши , скача галопом по Сарасвати.
Парашурам принял омовение в очищающих водах реки после очищения Земли от тирании кшатриев.
Война Махабхарата велась на берегах Сарасвати.
Река Гаггар-Хакра (Девнагри: घग्गर हकरा, Гурмукхи: ਘੱਗਰ ਹਕਰਾ, Шахмукхи: گهگـر هکره) — река в Индии и Пакистане с перебоями, протекающая только в сезон дождей.
Она идентифицируется как ведическая река Сарасвати, поскольку ширина ее русла в некоторых местах составляет от 3 до 10 километров, что доказывает, что когда-то она действительно была могущественной рекой.
Передовые изображения со спутников также использовались для отслеживания высохшего русла реки и ее русел. спутниковая карта реки СарасватиОколо 5000 лет назад сток Сарасвати дополнялся водами Ямуны и Сатлуджа, которые являются многолетними реками с гималайских ледников. Когда мы представляем объединенный объем этих трех, мы действительно можем визуализировать великолепие Сарасвати, воспетое в Ведах.
Сарасвати возникла из ледника Хар-ки-Дун в Западном Гарвале, массива Бандарпанч в Гималаях, вместе с рекой Ямуна.
Две реки на некотором расстоянии текли параллельно, а затем соединились, двигаясь на юг как ведическая Сарасвати.
Сезонные реки и ручейки, в том числе Гаггар, присоединялись к Сарасвати, поскольку она следовала по течению нынешней реки через Пенджаб и Харьяну. Река Сатледж (Шатадру на санскрите) впадала в Сарасвати в качестве притока в Шатране, примерно в 25 км к югу от современного города Патиала.
Затем Сарасвати следовала курсом Гхаггара через Раджастхан и Хакру в Бхавалпуре, прежде чем впасть в Ранн Кач через Нару в провинции Синд, идущую параллельно реке Инд.
В районе Джайсалмер штата Раджастхан, даже при очень небольшом количестве осадков (менее 150 мм) и экстремальных погодных условиях, грунтовые воды доступны на глубине 50-60 метров, а близлежащие колодцы не пересыхают в течение всего года. Образцы подземных вод показывают незначительное содержание трития, что указывает на ОТСУТСТВИЕ современного питания.
Независимый изотопный анализ также подтвердил, что пресная вода хранится ПОД песчаными дюнами, а радиоуглеродные данные показывают, что возраст подземных вод составляет не менее нескольких тысяч лет.
Эти места находятся на высохшем русле реки Сарасвати.
В « Бхагавата-пуране » описывается, что Баларама, старший брат Кришны, был ответственен за изменение течения реки Ямуны, которая изначально была крупным притоком Сарасвати.
Из-за такого драматического поворота событий обитателям Инда-Сарасвати пришлось переселиться на север и на восток. Движение на восток составило основную часть миграции, и священные атрибуты Сарасвати постепенно были перенесены на другую крупную реку субконтинента, Гангу.
Сообщество сарасватских браминов до сих пор ведет свое происхождение от берегов Сарасвати и сегодня распространено по всей стране, от Кашмира на севере до Катча на западе и региона Конкан на юге Индии.
Калибанганские огненные алтариМахабхарата описывает (1.90.25-26), что многие великие цари совершали ягью на берегах реки Сарасвати, что хорошо коррелирует с обилием огненных алтарей, обнаруженных в таких местах, как Калибанган , крупный харапанский город, расположенный на южных берегах реки Сарасвати. Гаггар . _
Махабхарата также описывает Сарасвати как исчезающую реку и называет место, где она исчезла, Винашаной или Упамаджаной .
Также есть упоминание о том, что Баларама путешествовал из Двараки в Матхуру, пересекая реку Сарасвати, чтобы погрузить прах Ядавов после битвы (глядя на карту выше, можно предположить, что Сарасвати когда-то протекала между Матхурой и Дваракой).
Ссылки :
Ригведическая Надистути сукта перечисляет все важные реки от Ганга на востоке до Инда на западе в четком географическом порядке. Здесь (RV 10.75.5) последовательность « Ганга, Ямуна, Сарасвати, Шутудри » помещает Сарасвати между Ямуной и Сатледжем, что согласуется с идентификацией Гаггар.
Стихи в РВ (Ригведе) 6.61 указывают на то, что река Сарасвати берет начало в холмах или горах (гири), где она « разорвала своими сильными волнами хребты холмов (гири) ». Это вопрос интерпретации, относится ли это только к предгорьям Гималаев, таким как современная река Сарасвати (Сарсути).
В RV 3.23.4 река Сарасвати упоминается вместе с реками Дршадвати и Апая. RV 6.52.6 описывает Сарасвати как набухшую (пинвамана) реками (синдхубхих).
В RV 7.95.1-2 Сарасвати описывается как впадающая в самудру, слово, которое сейчас обычно переводится как океан.
Этот поток Сарасвати с благотворным течением выходит вперед, наша надежная защита, наша крепость из железа.
Как на колеснице, поток течет, превосходя величием и могуществом все другие воды.
Чистая в своем течении от гор к океану, Сарасвати одна из ручьев внимала.
Думая о богатстве и о великом мире существ, она налила Нахусе свое молоко и жир.
Сегодня каждый индиец знает, что река Сарасвати — это « гупт », что означает « невидимая », но она определенно присутствует в водах Ямуны и впадает в Гангу, образуя священную Тривени Сангам в Праяге.
На самом деле, ежегодный 12-дневный фестиваль Пушкара (когда Юпитер входит в каждый знак зодиака, считается, что боги остаются в одной реке в течение первых 12 дней) для реки Сарасвати отмечается, когда Юпитер входит в Близнецы (Митхуна Раши).
Легенды из Упанишад о пересыхании реки Сарасвати
Боги хотели , чтобы Бадабхаагни (Вулканический огонь) был перенесен с земли в море.
Они выбрали реку Сарасвати для этой работы, и пока она несла этот огромный огонь и жар, она медленно высыхала и сливала Бхадабхагни с океаном.
Теперь этот вулканический огонь существует в горах под океанами, которые время от времени извергаются и вызывают цунами.
Так земля была спасена от многих вулканических гор.
Нужно попытаться понять смысл этой истории.
Есть еще много историй об этой реке и богине Сарасвати в Матсье, Сканде, Брахма Вайварта Пуаранах.