Потрясающие реалистичные фаюмские портреты древнего Египта, 100 г. до н.э. – 200 г. н.э.

фаюмские портреты древнего египта Без рубрики

Портреты мумий были найдены по всему Египту, но наиболее распространены в бассейне Фаюм, особенно в Хаваре в бассейне Файюм и в римском городе Адриана Антинополисе.

«Фаюмские портреты» обычно используются как стилистическое, а не географическое описание. В то время как расписные картонные ящики для мумий восходят к временам фараонов.

Эти древние египетско-римские «маски смерти» гораздо более натуралистичны, чем все, что видели в западном полушарии, по крайней мере, в течение следующих 600 лет.

Есть что-то глубоко сбивающее с толку в том, чтобы смотреть в лицо тому, кто жил так давно, и заставлять его смотреть прямо на вас — долго и спокойно, насмешливо — таким образом, который имитирует прямую связь.

Портреты относятся к имперской римской эпохе, с конца I века до нашей эры или начала I века нашей эры. Неясно, когда их производство закончилось, но недавние исследования предполагают середину 3 века.

Они являются одной из крупнейших групп среди очень немногих оставшихся в живых традиций панно живописи классического мира, которые продолжились в византийских, восточно-средиземноморских и западных традициях в постклассическом мире, включая местную традицию коптской иконографии в Египте.

Портреты закрывали лица тел, мумифицированных для захоронения. Сохранившиеся примеры указывают на то, что они были прикреплены к полосам ткани, которые использовались для обертывания тел.

Почти все они сейчас отделены от мумий. Обычно они изображают одного человека, показывая голову или голову и верхнюю часть груди, если смотреть спереди. С точки зрения художественной традиции изображения явно больше восходят к греко-римским художественным традициям, чем к египетским.

По технике исполнения можно выделить две группы портретов: одна — энкаустикой (воском), другая — темперой. Первые обычно более высокого качества.

В настоящее время известно около 900 портретов мумий. Большинство найдено в некрополе Фаюм. Из-за жаркого и сухого египетского климата картины часто очень хорошо сохранились, часто сохраняя свои яркие цвета, которые, казалось бы, не потускнели от времени.

При греко-римском правлении в Египте было несколько греческих поселений, в основном сосредоточенных в Александрии, но также и в нескольких других городах, где греческие поселенцы жили вместе с от семи до десяти миллионов коренных египтян или, возможно, всего от трех до пяти миллионов для всех этнических групп. , по более низким оценкам.

Первыми греческими жителями Фаюма были солдаты-ветераны и клерухи (элитные военные чиновники), которых цари Птолемея поселили на мелиорированных землях.

Коренные египтяне также приезжали поселиться в Фаюме со всей страны, особенно из дельты Нила, Верхнего Египта, Оксиринха и Мемфиса, чтобы взять на себя работу, связанную с процессом мелиорации земель, о чем свидетельствуют личные имена, местные культы и обнаруженные папирусы.

Подсчитано, что до 30 процентов населения Фаюма составляли греки в период Птолемеев, а остальные были коренными египтянами. К римскому периоду большая часть «греческого» населения Фаюма состояла либо из эллинизированных египтян, либо из людей смешанного египетско-греческого происхождения.

Позже, в римский период, многие ветераны римской армии, которые, по крайней мере, изначально были не египтянами, а людьми разного культурного и этнического происхождения, поселились в этом районе после завершения своей службы, установили социальные отношения и вступили в смешанные браки. с местным населением.

Мумийный портрет мужчины из Фаюма. Энкаустика на липовом дереве, 80–100 гг. Н.э. британский музей

Хотя обычно считается, что портреты Фаюма представляют греческих поселенцев в Египте, вместо этого портреты Фаюма отражают сложный синтез преобладающей египетской культуры и культуры элитного греческого меньшинства в городе.

Согласно различным источникам, ранние птолемеевские греческие колонисты женились на местных женщинах и приняли египетские религиозные верования, а к римским временам их потомки рассматривались римскими правителями как египтяне несмотря на то, что они сами считали себя греками.

На портретах изображены как потомки древнегреческих наемников, сражавшихся на стороне Александра Македонского, осевших в Египте и женившихся на местных женщинах, так и коренные египтяне, составлявшие большинство, многие, из которых приняли греческие или латинские имена, которые тогда считались «символы статуса».

Исследование ДНК показывает генетическую преемственность между доптолемеевским, птолемеевским и римским населением Египта, указывая на то, что иностранное правление повлияло на население Египта лишь в очень ограниченной степени на генетическом уровне.

Возрастной профиль изображенных
На большинстве портретов умершие изображены в относительно молодом возрасте, на многих изображены дети. По словам Сьюзан Уокер, компьютерная томография выявляет соответствие возраста и пола между мумией и изображением.

Она приходит к выводу, что возрастное распределение отражает низкую ожидаемую продолжительность жизни в то время. Часто считалось, что восковые портреты были созданы при жизни человека и выставлены в его доме – обычай, принадлежавший к традициям греческого искусства.

Эта точка зрения больше не получила широкого распространения, учитывая доказательства, полученные в результате компьютерной томографии фаюмских мумий, а также результатов римской переписи населения. Кроме того, некоторые портреты были нарисованы прямо на гробу; например, на кожухе или другой детали.

Социальный статус
Покровители портретов, по-видимому, принадлежали к состоятельному высшему классу военных, государственных служащих и религиозных деятелей.

Не каждый мог позволить себе портрет мумии; многие мумии были найдены без него. Флиндерс Петри утверждает, что только один или два процента раскопанных им мумий были украшены портретами.

Расценки на портреты мумий не сохранились, но можно предположить, что материал влек за собой более высокие затраты, чем рабочая сила, поскольку в древности живописцев ценили как ремесленников, а не как художников.

Интересна в этом отношении ситуация в «Гробнице Алины». В нем было четыре мумии: Алины, двух детей и ее мужа.

В отличие от жены и детей, последний был снабжен не портретом, а позолоченной объемной маской. Возможно, предпочтение отдавалось гипсовым маскам, если они были доступны.

Судя по литературным, археологическим и генетическим исследованиям, изображенные на них были коренными египтянами, перенявшими доминирующую греко-римскую культуру. Имена некоторых из изображенных известны из надписей; они преимущественно греки.

Прически и одежда всегда находились под влиянием римской моды. Женщины и дети часто изображаются в дорогих украшениях и изысканных одеждах, мужчины часто в особых и изысканных нарядах.

Относительно распространены греческие надписи имен, иногда они включают профессии. Неизвестно, всегда ли такие надписи отражают действительность, или они могут констатировать идеальные условия или стремления, а не истинные условия.

Известно, что одна-единственная надпись определенно, верно, указывает на профессию умершего (судовладелец). Мумия женщины по имени Гермиона также включала термин грамматика (γραμματική).

Долгое время предполагалось, что это указывает на то, что она была учителем по профессии (по этой причине Флиндерс Петри подарил портрет Гиртон-колледжу в Кембридже, первому колледжу для женщин-интернатов в Британии), но сегодня предполагается, что этот термин указывает на ее уровень образования.

На некоторых портретах мужчин изображены портупеи или даже наведшие, что позволяет предположить, что они были членами римской армии.

481f844a7c32031d7979c18c01941d16
bf48dd0c8859442c7ef7aedccfaa7b6c
64c6b405e4908a8191c2d7ad43d538eb
2d3104044cbb2c9848168b8df07613f3
3160c9effebf3a25be2ee6c3b1c8f03f
1bfac339d466718006db1af9dd242d7e
498961f4f11cfa4db2b20708e6df86f0
5cdb5986a30a968801e13b975a2fc072
Оцените статью
Историкс
Добавить комментарий