Статуя Бастет богини-кошки древнего Египта

статуя бастет Без рубрики

Бастет — египетская богиня дома, домашнего хозяйства, женских секретов, кошек, плодородия и деторождения. Она защищала дом от злых духов и болезней, особенно болезней, связанных с женщинами и детьми. Как и многие божества в египетской религии, она также играла роль в загробной жизни.

Иногда ее изображают проводником и помощником мертвых, хотя это не входило в ее основные обязанности. Она была дочерью бога солнца Ра и связана с концепцией Ока Ра (всевидящее око) и Далекой Богини (женского божества, которое покидает Ра и возвращается, чтобы принести трансформацию). Бастет была одним из самых популярных божеств древнего Египта, поскольку она была защитницей дома и семьи каждого.

Значение имени Бастет
Первоначально ее имя было Б’сст, которое стало Убасте, затем Баст, затем Бастет; значение этого имени неизвестно или, по крайней мере, не общепризнано. Джеральдин Пинч утверждает, что «ее имя, вероятно, означает Та, что в банке с мазью», поскольку она ассоциировалась с защитой и защитными мазями. Греки тесно ассоциировали ее со своей богиней Артемидой и считали, что, поскольку у Артемиды был брат-близнец (Аполлон), то и Баст тоже. Они связывали Аполлона с Гором, сыном Исиды (Херу-са-Асет) и так называли богиню, известную как Баст ба’Асет (Душа Исиды), что было бы буквальным переводом ее имени с добавлением второго «Т». ‘ для обозначения женского начала (Асет входит в число египетских имен Исиды).

Однако Бастет также иногда связывали с богом духов и сладких запахов Нефертумом, который считался ее сыном, и это еще больше связывает значение ее имени с сосудом с мазью. Наиболее очевидным объяснением было бы то, что первоначально это имя означало что-то вроде «Она из кувшина с мазью» (Убасте), а греки изменили значение на «Душа Исиды», поскольку они ассоциировали ее с самой популярной богиней Египта. Тем не менее, ученые не пришли к единому мнению о значении ее имени.

Ассоциации
Бастет была чрезвычайно популярна во всем Египте как среди мужчин, так и среди женщин из Второй династии Египта (ок. 2890 – ок. 2670 г. до н.э.) и далее, с ее культом, сосредоточенным в городе Бубастис, по крайней мере, с 5 века до н.э. Сначала она была представлена женщиной с головой львицы и тесно связана с богиней Сехмет, но, поскольку иконография этого божества изображала ее все более агрессивной, образы Бастет со временем смягчились, чтобы представлять больше ежедневного спутника и помощника, чем ее более ранние формы. как дикий мститель. Ученый Джеральдин Пинч пишет:

Начиная с Текстов пирамид, Бастет имеет двойной аспект заботливой матери и ужасающей мстительницы. Это демонический аспект, который в основном фигурирует в Текстах Гробов и Книге Мертвых, а также в медицинских заклинаниях. Говорят, что «убийцы Бастет» навлекли на человечество чуму и другие бедствия. Одно заклинание советует притвориться «сыном Бастет», чтобы не заразиться чумой.

БАСТЕТ ИНОГДА ИЗОБРАЖАЮТ В ИСКУССТВЕ С ВЫВОДКОМ КОТЯТ У ЕЕ НОГ, НО ЕЕ САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ — ЭТО СИДЯЩАЯ КОШКА, СМОТРЯЩАЯ ВПЕРЕД.
Хотя ее очень почитали, ее в равной степени боялись, о чем свидетельствуют два ее титула: Леди Ужаса и Леди Бойни. Она связана как с Мау, божественной кошкой, которая является аспектом Ра, так и с Мафдет, богиней справедливости и первым кошачьим божеством в истории Египта.

И Бастет, и Сехмет взяли свои ранние формы как кошачьи защитники невинных, мстители за обиженных, от Мафдет. Эта ассоциация была продолжена в изображениях сына Бастет Маахеса, защитника невинных, который показан как человек с головой льва, несущий длинный нож, или как лев.

В ассоциации Бастет с Мау иногда можно увидеть, как она уничтожает врага Ра, Апофиса , отрезая ему голову ножом в лапе; образ Мау наиболее известен. Со временем, когда Бастет стала больше семейным компаньоном, она потеряла все следы своей львиной формы и регулярно изображалась в виде домашней кошки или женщины с кошачьей головой, часто держащей систрум . Иногда в искусстве ее изображают с выводком котят у ее ног, но наиболее популярным ее изображением является сидящая кошка, смотрящая вперед.

Бастет
Попечители Британского музея (Авторское право)
Роль в религии и иконографии
Бастет появляется в начале 3-го тысячелетия до нашей эры в образе мстительной львицы в Нижнем Египте. Ко времени появления «Текстов пирамид» (ок. 2400–2300 гг. до н. э.) она была связана с царем Египта в качестве его няни в юности и защитника, когда он рос. В более поздних текстах о гробах (ок. 2134–2040 гг. До н. Э.) Она сохраняет эту роль, но также рассматривается как защитница мертвых. Ученый Ричард Х. Уилкинсон комментирует это:

В своей самой ранней известной форме, изображенной на каменных сосудах 2-й династии, Бастет изображалась в виде женщины с безгривой головой львицы. Однако иконография богини изменилась, возможно, потому что ее природа стала рассматриваться как более мягкая, чем у других божеств-львиц. (178)

Ее культовый центр в Бубастисе в Нижнем Египте стал одним из самых богатых и роскошных городов Египта, поскольку люди со всей страны приезжали туда, чтобы отдать дань уважения богине и похоронить тела своих мертвых кошек в городе. В египетском искусстве ее иконография заимствована у более ранней богини Мафдет, а также у Хатхор, богини, связанной с Сехмет, которая также была тесно связана с Бастет.

Появление систра в руке Бастет на некоторых статуях является явной связью с Хатор, которую традиционно видели с инструментом. Хатор – еще одна богиня, которая претерпела драматические изменения из кровожадного разрушителя в нежного друга человечества, поскольку изначально она была божеством-львицей Сехмет, которую Ра послал на землю, чтобы уничтожить людей за их грехи. В случае с Бастет, хотя она и стала мягче, она была не менее опасна для тех, кто нарушал закон или оскорблял других.

Сказка о Сетне и Табубу
«Повесть о Сетне и Табубу» (часть произведения, известного как «Первая Сетна» или «Сетна I») — это средняя часть произведения египетской литературы, составленного по истории римского Египта и в настоящее время хранящегося в Каирском музее в Египте. Главный герой сказок о Сетне – принц Сетна Кхемвас, основанный на реальном принце и верховном жреце Птах Кхемвезет (1281–1225 гг. До н. Э.), Сыне Рамсеса II (годы правления 1279–1213 гг. До н. Э.). Кхемвезет, известный как «Первый египтолог», был известен своими усилиями по восстановлению и сохранению древнеегипетских памятников, а ко времени правления династии Птолемеев, очень почитался как мудрец и маг. Хотя эту историю можно интерпретировать по-разному, Джеральдин Пинч утверждает, что этот раздел сказки можно наиболее четко понять как иллюстрацию того, как Бастет наказывает нарушителей.

В этой истории молодой принц Сетна крадет книгу из гробницы, даже после того, как обитатели гробницы умоляют его не делать этого. Вскоре после этого он находится в Мемфисе, недалеко от храма Птаха, когда видит красивую женщину в сопровождении ее слуг и страстно желает ее. Он спрашивает о ней и узнает, что ее зовут Табубу, дочь священника Бастет. Он никогда не видел более красивой женщины в своей жизни и посылает ей записку с просьбой прийти к нему в постель за десять золотых, но она отвечает встречным предложением, в котором говорит ему встретиться с ней в храме Бастет в Саккаре, где она живет и живет. тогда у него будет все, что он пожелает.

Сетна едет на свою виллу, где ему не терпится приступить к делу, но у Табубу есть некоторые условия. Во-первых, говорит она ему, он должен передать ей все свое имущество и имущество. Он настолько поглощен похотью, что соглашается на это и движется, чтобы обнять ее. Однако она удерживает его и говорит, что за его детьми нужно послать, а также подписать документы, подтверждающие это, чтобы не было проблем с юридической передачей. Сетна соглашается и на это и посылает за своими детьми. Пока они подписывают бумаги, Табубу исчезает в другой комнате и возвращается в льняном платье, настолько прозрачном, что он может видеть «каждую часть ее тела через него», и его желание к ней становится почти неконтролируемым.

С подписанными документами он снова движется к ней, но нет, у нее есть третье требование: его детей нужно убить, чтобы они не попытались нарушить соглашение и не втянули ее в долгую, затянувшуюся судебную тяжбу. Сетна немедленно соглашается на это; его детей убивают, а их тела выбрасывают на улицу. Затем Сетна стягивает с себя одежду, берет Табубу и быстро ведет ее в спальню. Когда он обнимает ее, она внезапно вскрикивает и исчезает, как и комната и вилла вокруг них, а Сетна стоит голый на улице, его пенис засунут в глиняный горшок.

В это время проходит фараон, и принц Сетна полностью унижен. Фараон сообщает ему, что его дети все еще живы и что все, что он пережил, было иллюзией. Затем Сетна понимает, что он был наказан за свой проступок в гробнице, и быстро возвращает книгу. Кроме того, он возмещает ущерб обитателям гробницы, отправляясь в другой город и забирая похороненные там мумии, которые были частью семьи обитателя гробницы, чтобы все они могли воссоединиться в одном месте.

Хотя ученые расходятся во мнениях относительно того, кого представляет Табубу, ее тесная связь с Бастет как дочерью одного из жрецов богинь делает это божество весьма вероятным кандидатом. Хищная природа Табубу, когда Сетна оказывается там, где она хочет, напоминает кошку, играющую с мышью. Джеральдин Пинч заключает, что Табубу является «проявлением самой Бастет, играющей свою традиционную роль карателя людей, оскорбивших богов». В этой истории Бастет принимает облик красивой женщины, чтобы наказать преступника, осквернившего могилу, но эта история также должна была бы послужить предостережением для мужчин, которые рассматривали женщин только как сексуальные объекты, поскольку они никогда не могли знать, являются ли они сексуальными объектами. на самом деле в присутствии богини и что может случиться, если они оскорбят ее.

Поклонение Бастет
Богине поклонялись в основном в Бубастисе, но она занимала должность опекуна в Саккаре и других местах. Уилкинсон пишет:

Популярность богини со временем росла, и в Поздний период, и в греко- римские времена она пользовалась большим статусом. Главным культовым центром этого божества был город Бубастис — Телль-Баста — в восточной дельте, и, хотя сейчас сохранились лишь очертания храма Бастет, Геродот посетил это место в 5 веке до н. э. и восхвалял его великолепие. Фестиваль Бастет также был описан Геродотом, который утверждал, что это был самый сложный из всех религиозных праздников Египта, когда большие толпы участвовали в безудержных танцах, пьянстве и веселье. (178)

Геродот является основным источником информации о культе Бастет и, к сожалению, не вдается в подробности об особенностях ее поклонения. Похоже, что и мужчины, и женщины служили ее духовенством, и, как и в случае с другими египетскими божествами, ее храм в Бубастисе был центром города, предоставляя услуги, начиная от медицинского обслуживания и заканчивая консультированием и раздачей еды. Геродот описывает этот храм:

За исключением входа, он стоит на острове; два отдельных канала подходят к нему от Нила и, подойдя к входу в храм, огибают его с противоположных сторон; каждое из них шириной в сто футов и затенено деревьями. Храм находится посреди города, и со всей его окружности открывается вид на него; ибо уровень города был поднят, а уровень храма остался таким, каким он был с самого начала, так что его можно увидеть снаружи. Каменная стена, вырезанная фигурами, огибает его; внутри находится роща очень высоких деревьев, растущих вокруг большого святилища, в котором находится изображение богини; храм представляет собой квадрат, каждая сторона которого имеет размер фарлонг. Ко входу ведет дорога, вымощенная камнем, длиной около трех стадий, идущая на восток через рыночную площадь к храму Гермеса; эта дорога имеет ширину около 400 футов и окаймлена деревьями, достигающими небес.

Жители Египта ежегодно приезжали на великий праздник Бастет в Бубастисе, который был одним из самых роскошных и популярных событий года. Джеральдин Пинч, цитируя Геродота, утверждает, что «женщины были освобождены от всех ограничений во время ежегодного праздника в Бубастисе. Они праздновали праздник богини, выпивая, танцуя, сочиняя музыку и демонстрируя свои гениталии» (116). Это «поднимание юбок» женщинами, описанное Геродотом, имело столько же общего со свободой от социальных ограничений, сколько и с плодородием, связанным с богиней. Как и многие другие египетские праздники, празднование Бастет было временем, когда отбросили запреты, как это делают современные гуляки в Европе во время карнавала или в Соединенных Штатах на Марди Гра. Геродот представляет яркую картину людей, едущих в Бубастис на праздник:

Когда люди направляются в Бубастис, они плывут по реке, по множеству в каждой лодке, мужчины и женщины вместе. Одни женщины шумят трещотками, другие всю дорогу играют на флейтах, а остальные женщины и мужчины поют и хлопают в ладоши. Когда они плывут по реке в Бубастис, всякий раз, когда они приближаются к любому другому городу, они подводят свою лодку к берегу; затем некоторые женщины делают то, что я сказал, а некоторые выкрикивают насмешки над женщинами города; другие танцуют, а третьи встают и задирают юбки. Они делают это всякий раз, когда подходят к любому прибрежному городу. Но когда они достигли Бубастиса, они устраивают праздник с большими жертвами, и на этом пиру выпивают больше вина, чем за весь другой год. Там принято собираться мужчинами и женщинами (но не детьми) числом семьсот тысяч, как говорят местные жители.

Хотя Геродот утверждает, что этот праздник превосходил все остальные по великолепию и изобилию, на самом деле было много праздников, посвященных многим богам, которые могли претендовать на то же самое. Однако популярность этой богини придала ей особое значение в египетской культуре. В приведенном выше отрывке Геродот отмечает, как женщины в лодках издевались над теми, кто был на берегу, и это должно было быть сделано для того, чтобы побудить их оставить свои повседневные дела и присоединиться к празднованию великой богини. Бастет, по сути, уступала по популярности только Исиде и, когда она путешествовала через Грецию в Рим, была одинаково популярна среди римлян и подданных позднейшей Римской империи.

Непреходящая популярность Бастет
Популярность Бастет выросла благодаря ее роли защитницы женщин и домашнего хозяйства. Как уже отмечалось, она была так же популярна среди мужчин, как и среди женщин, поскольку у каждого мужчины была мать, сестра, подруга, жена или дочь, которые получали пользу от заботы, которую оказывала Бастет. Кроме того, женщины в Египте пользовались большим уважением и имели почти равные права, что почти гарантировало богине, которая защищала женщин и хранила женские тайны, особенно высокое положение.

Кошки также очень ценились в Египте, поскольку они защищали дома от паразитов (и, таким образом, контролировали болезни), защищали урожай от нежелательных животных и предоставляли своим владельцам компанию, практически не требующую обслуживания. Одним из важнейших аспектов праздника Бастет была доставка мумифицированных кошек в ее храм. При раскопках храма в 1887 и 1889 годах нашей эры было найдено более 300 000 мумифицированных кошек. Уилкинсон, комментируя ее всеобщую популярность, пишет:

Амулеты кошек и пометы котят были популярными новогодними подарками, а имя Бастет часто писали на маленьких церемониальных «новогодних фляжках», вероятно, чтобы прославить богиню как подательницу плодородия и потому, что Бастет, как и другие богини-львицы, была рассматривается как защитное божество, способное противостоять более темным силам, связанным с «днями демонов» в конце египетского года.

Бастет была настолько популярна, что в 525 г. до н. э., когда Камбиз II из Персии вторгся в Египет, он использовал богиню, чтобы заставить египтян сдаться. Зная об их большой любви к животным, и особенно к кошкам, он приказал своим солдатам нарисовать изображение Бастет на своих щитах, а затем расположил всех животных, которых можно было найти, и погнал их перед армией к центральному городу Пелусию. Египтяне отказались сражаться, опасаясь причинить вред животным и оскорбить Бастет, и поэтому сдались.

Историк Полиэн (2 век н.э.) пишет, как после своей победы Камбиз II швырял кошек из мешка в лица египтянам, презирая их тем, что они сдадут свой город ради животных. Однако египтяне не боялись своего почитания кошки и поклонения Бастет. Ее статус одного из самых популярных и могущественных божеств сохранялся на протяжении всей оставшейся части истории Египта и в эпоху Римской империи , пока, как и другие боги, ее не затмило возвышение христианства .

Вам понравилось это определение?

Оцените статью
Историкс
Добавить комментарий