сфинкс Египет

Великий сфинкс Египет

Большой Сфинкс является, наиболее узнаваемой статуей ассоциируется с древним Египтом и одним из самых известных в мире. Скульптуры , из лежачего льва с головой в египетский царь, был вырезан из известняка на Гизы плато , вероятно , в царствование царя Хефрена (2558-2532 до н.э.) , в течение периода Древнего царства Египта (ок. 2613-2181 г. до н.э.), хотя некоторые ученые (особенно Добрев в 2004 г. н.э.) утверждают, что он был создан Джедефром (2566-2558 гг. До н.э.), братом Хафра, который пытался узурпировать трон после смерти короля Хуфу (2589-2566 г. до н.э.) , создатель Великой пирамиды .

Другие египтологи, ученые, профессора и историки из других областей утверждали, что Сфинкс намного старше, чем традиционная египтология эпохи 4-й династии, на которой постоянно настаивает. Утверждения некоторых из этих авторов, таких как Захария Ситчин и Эрих фон Даникен, давно дискредитированы исследованиями в этой области, а утверждения более поздних авторов по этой теме обычно игнорируются или объявляются неуместными или неверными.

depositphotos 40977821 stock photo famouse sphinx and the great

Ученые по-прежнему расходятся во мнениях относительно того, кто вырезал Сфинкса и когда он был создан, но все согласны с тем, что это впечатляющее произведение, которое на протяжении столетий было самой большой скульптурой в мире. Сфинкс имеет длину 240 футов (73 м) и высоту 66 футов (20 м), ориентированный по прямой оси с запада на восток. Египтолог Мирослав Вернер комментирует значение письма скульптуры :

Великий Сфинкс Гизы – это больше, чем просто символ древнего и современного Египта. Это само воплощение древности и самой загадки. На протяжении веков он будоражил воображение поэтов и ученых, авантюристов и путешественников. Хотя он часто измеряется, описывается, исследуется с использованием самых современных научно-технических средств и обсуждается на специальных научных конференциях, фундаментальные вопросы остаются без ответа: кто построил его, когда и почему? (234)

Было выдвинуто множество теорий, пытающихся ответить на эти вопросы, но лишь немногие удовлетворяют всем трем или общепризнанны. Однако среди египтологов принято считать, что Сфинкс был построен во время правления Хафра во время 4-й династии Старого Королевства, когда каменщики, строившие его комплекс пирамид, наткнулись на большой кусок известняка и решили – или были направлены – на вырежьте из него Сфинкса. Почему это было сделано и какой цели изначально служил Сфинкс, постоянно обсуждается.

Имя
Статуя никогда не была известна древним египтянам как «сфинкс». Слово «сфинкс» является греческим и стало применяться к египетской скульптуре в Гизе, по словам Вернеру (и другим) через перевод египетского имя shesep- анха ( «живым образ») , с помощью которого египтяне называют поштучно а также к другим изображениям королевских фигур. Хотя это может быть так, вполне вероятно, что статуя просто напомнила греческим писателям их собственного мифического сфинкса, такого как тот, который известен в рассказе об Эдипе , с телом зверя и головой женщины. Греческие посетители этого места, как утверждают такие ученые, как Вернер, ошибочно приняли nemes (полосатый головной платок короля) за женские волосы до плеч.

Во времена Нового царства Египта (1570–1069 гг. До н.э.) Сфинкс был известен египтянам как Хоремахет ( Гор горизонта), и вокруг статуи возник культ, связывающий ее с богом Гором. «Культ» в Древнем Египте следует понимать как секту религиозного движения в наши дни; не культ, как современный читатель понимает этот термин. Это был солнечный культ, который почитал Гора в его роли бога неба. Аменхотеп II (1425-1400 гг. До н.э.), возможно, покровительствовал этому культу. Он почтил Сфинкса храмом восхваляя Хуфу и Хафра, представителей Гора на земле, как утверждали многие египетские цари, но его выбор в названии этих двух убедительно предполагает, что он понимал связь между этими правителями 4-й династии и статуей. Надписи Аменхотепа II, таким образом, предполагают вероятную дату и имена царей, связанных с его созданием.
Сын Аменхотепа II, принц Тутмос, заснул однажды ночью возле Сфинкса и увидел сон, в котором статуя говорила с ним, жалуясь на свое состояние и на то, как песок давил на нее. Сфинкс предложил Тутмосу сделку: если он согласится очистить песок от статуи и восстановить ее, он станет следующим фараоном Египта . Молодой принц принял сделку, восстановил Сфинкса и поставил перед ним знаменитую Стелу Снов, вырезанную из розового гранита, чтобы рассказать историю о том, как принц стал Тутмосом IV, фараоном Египта (1400-1390 гг. До н.э. ). Культ Сфинкса возник после правления Тутмоса IV, скорее всего, в ответ на Стелу снов, которая побуждала людей смотреть на статую как на живое божество, способное влиять на будущее.

Копты-христиане 4-го века н.э. назвали статую Бел-хит (Хранитель), и это имя используется до сих пор. Современные египтяне не называют статую «Сфинксом», если только они не обсуждают ее с иностранными туристами. Это произведение известно на египетском арабском языке как Абу аль-Хавл , «Отец террора», и некоторые крайние исламские фракции считают его идолопоклоннической мерзостью . Фактически, в 2012 году н.э. священнослужители, связанные с талибами, по этой причине призвали к разрушению Сфинкса и пирамид Гизы.

img 5f7ac57a28b41

Строительство
Плато Гиза в древности сильно отличалось от нынешнего. Археологи и геологи, работающие в этом регионе, нашли доказательства с помощью структур эрозии, окаменелого растительного и животного материала и артефактов, что около 8000 лет назад этот район когда-то был довольно плодородным и пышным растительностью. Воды было в изобилии, а подземные водоносные горизонты все еще существуют, о чем свидетельствуют трудности, с которыми Захи Хавасс и его команда столкнулись при исследовании Ствола Осириса Великой пирамиды в 1999 г. н.э. из-за высокого уровня грунтовых вод. В регионе было много осадков c. 15000 г. до н.э., и хотя со временем это стало менее плодородным, во времена 4-й династии эта местность все еще была довольно плодородной.

Столица Египта во время Древнего царства был близлежащий город из Мемфиса ; Гиза была выбрана в качестве некрополя для царей 4-й династии, великих строителей пирамид, потому что она использовалась правителями в раннединастический период Египта (ок. 3150-2613 гг. До н.э.) и, возможно, даже в додинастический период (ок. 6000-ок. 3150 г. до н. Э.). Король Джосер(ок. 2670 г. до н. э.) уже построил свою знаменитую ступенчатую пирамиду и комплекс в Саккаре, в то время как в Гизе были только гробницы мастаба. Король Снеферу (ок. 2613–2589 до н. Э.) Усовершенствовал искусство строительства пирамид, работая над пирамидой Мейдум, изогнутой пирамидой и Красной пирамидой. К тому времени, когда король Хуфу вступил на престол в 2589 г. до н.э., египтяне хорошо понимали, как работать с камнем и как создавать памятники большого размера. Скорее всего, Хуфу выбрал Гизу в качестве места для своей Великой пирамиды, чтобы продемонстрировать работы в лучшем окружении и вдали от творений предшественников.

Хефр стал преемником Хуфу и основал свой собственный комплекс пирамид рядом с пирамидальным комплексом своего отца. Ему приписывают Сфинкса, потому что лицо существа похоже на его лицо, как оно появляется на скульптуре, и из-за способа, которым Сфинкс, кажется, был вырезан. Теория гласит, что в процессе строительства пирамиды Хефрена рабочие обнаружили большую массу скалы, которая считалась неподходящей для комплекса пирамиды, и вырезали из нее статую. Историки Боб Брайер и Хойт Хоббс комментируют это:

Пирамида Хефрена [была облицована] блестящей облицовкой из белого известняка, доставленного на лодках из карьеров через Нил [и] уложенного на внутренние блоки известняка, вырезанные из окрестностей Гизы. Вероятно, в процессе освобождения этих внутренних блоков карьеры наткнулись на пласт более твердой породы, которых они избегали, оставив небольшой холм. У Хефрена обнажение было вырезано в форме лежащего льва с собственным лицом – знаменитого Сфинкса. (16)

Сфинкс находится прямо в соответствии с комплексом пирамиды Хефрена, и это также подтверждает утверждение, что он был ее создателем. Однако расположение статуи и то, как она соотносится с комплексом Хефрена, привело некоторых ученых (таких как Штадельманн из Немецкого археологического института в Каире) к мысли, что Сфинкс уже существовал, когда Хефр вступил на престол, и его комплекс был специально разработан, чтобы соответствовать скульптуре. Известный английский египтолог Э. Уоллис Бадж (1857-1934 гг. Н. Э.) Утверждал, что Сфинкс был намного старше времен Хафра и мог быть создан в раннединастический период или даже раньше. Добрев, как уже отмечалось, в 2004 году утверждал, что статуя была завершена братом Хафра Джедфром в честь его отца Хуфу, и что лицо статуи гораздо больше напоминает Хуфу, чем лицо Хафра.

Однако некоторые свидетельства убедительно свидетельствуют в пользу строительства во время правления Хефрена. Не считая лица существа, точно известно, что известняк, из которого состоит Сфинкс, тот же, что и в пирамиде Хефрена. Техническое мастерство, проявленное при создании Сфинкса, можно увидеть в статуях Хефрена и статуях богов того времени в Древнем Королевстве. Ориентация комплекса Хафра убедительно свидетельствует о том, что он был построен с учетом пирамиды и комплекса Хуфу, а не статуи, и что Сфинкс был создан во время или вскоре после его пирамиды.

Дополнительным доказательством того, что Сфинкс был создан после пирамид, является надпись на левой лапе статуи, датируемая 166 годом нашей эры. Надпись знаменует проект восстановления римлянами стен, окружавших статую в то время. Надпись была впервые обнаружена в 1817 году Кавилией (1770-1845 гг. Н. Э.) При его раскопках в Гизе и была переведена и опубликована английским эрудитом Томасом Янгом (1773-1829 гг. 19 1818 г. н.э. Хотя эта надпись не подтверждает какую-либо дату постройки, она предполагает, что в период римского Египта, считается, что статуя моложе пирамид, поскольку в ней говорится, что создатели памятника «поставили тебя возле пирамид» и как целью Сфинкса было наблюдать за «возлюбленным принцем», похороненным поблизости (Leitch, 200). Однако надпись может быть истолкована как означающая, что Сфинкс охраняет нынешнего монарха Египта в 166 году н.э. – римского императора – а более ранняя строка – просто поэтический способ сказать, что Сфинкс находился рядом с пирамидами в то время. Надпись читается в любую сторону и, кроме того, в конце отсутствует несколько строк. Тем не менее, те, кто принимает ортодоксальную датировку статуи 4-й династией, указывают на надпись как на более позднее доказательство своего утверждения.

the great sphinx 1200

Противоречие и несогласие
Тем не менее, Sphinx не поддается такому простому и удобному размещению во времени. Люди, все протестующие против обратного, не могут мириться с тайной. Загадки интригуют только в том случае, если они завершаются ясностью решения; Сфинкс не дает такого однозначного вывода.

В 1858 г. археолог Огюст Мариетт (1821–1881 гг. Н. Э.) Обнаружил надписи, ныне известные как инвентарная стела, возле пирамиды Хуфу. Эта стела перечисляет 22 статуи Храма Исиды в Гизе и очень четко указывает, что Хуфу воздвиг памятник недалеко от Сфинкса; следовательно, статуя должна была существовать до правления Хуфу, а значит, раньше, чем Хефрена. Если бы инвентарная стела датировалась 4-й династией, это действительно было бы убедительным доказательством того, что Сфинкс существовал до правления Хуфу и Хафра; но это не так. Инвентарная стела была положительно датирована 26-й династией III промежуточного периода Египта. (ок. 1069-525 гг. до н. э.). Египтяне в то время регулярно взывали к именам более ранних царей, особенно строителей пирамид, пытаясь вспомнить славу прошлого. Кажется очевидным, что тот, кто вырезал инвентарную стелу, целенаправленно пытался поднять статус Храма Исиды, сделав его более древним, чем он был на самом деле при датировании его временами великого Хуфу. На самом деле руины Храма Исиды в Гизе относятся к Среднему царству (2040-1782 гг. До н.э.), намного позже правления Хуфу.

Более важным аргументом в пользу более раннего строительства памятника является то, что, хотя археологи нашли надписи и свидетельства, касающиеся строительства пирамид Гизы во время 4-й династии, о том, как были размещены рабочие, что они ели, как им платили, о Сфинксе никогда не упоминается. Этот факт особенно важен, если учесть, насколько тщательно египтяне документировали строительные проекты. Даже если бы кто-то утверждал – как утверждали некоторые – что такие доказательства просто еще не обнаружились, все равно кажется странным, что столь большое и очевидно важное сооружение нигде не упоминалось бы кем-либо в то время, когда оно предположительно было построено.

Еще один аргумент против Сфинкса, построенного Хафрой, заключается в том, что лицо не его. Добрев утверждал в 2004 г. н.э., что лицо не было лицом Хафры, но геолог доктор Роберт М. Шох уже утверждал, что не только лицо не было лицом Хефрена, но и сам Сфинкс был намного старше, чем правление Хафра. Шох и египтолог Джон Энтони Уэст наняли судебно-медицинского эксперта Фрэнка Доминго с более чем двадцатилетним опытом работы в Департаменте полиции Нью-Йорка по рисованию эскизов подозреваемых и созданию реконструкций лиц, чтобы исследовать Сфинкса и статую Хафра и определить, имеют ли они одно и то же лицо. После исчерпывающего изучения обеих работ Доминго пришел к выводу, что они представляют двух разных людей. Шох далее утверждает, что настоящее лицо не мужчины, а женщины.

Шох и Уэст утверждают, что Сфинкс на столетия старше, чем утверждает традиционная египтология. Шох, геолог из Бостонского университета, как известно, заметил, что следы эрозии на Сфинксе предполагают, что в течение очень длительного периода выпадало большое количество осадков. Такой погодный режим не был очевиден во времена 4-й династии Египта, поэтому статуя, очевидно, старше этого периода. В ответ на вызов господствующей египтологии показать свидетельства существования культуры, предшествующей традиционно принятому времени египетской цивилизации , которая могла бы создать такой памятник, как Сфинкс, Шох и Уэст, указывают на древнее место Гобекли-Тепе в современной Турции.который датируется 10 000 лет назад и не принадлежит ни одной известной цивилизации. Скульптура, найденная в Гобекли-Тепе, такая же сложная, как скульптура Сфинкса, а иногда и более сложная.

Таким образом, Шох и Уэст утверждают, что лицо не Хафра, датировка скульптуры совершенно неверна, и все утверждения, сделанные на основе такой датировки, должны быть пересмотрены. Им возражают египтологи, такие как Марк Ленер, которые указывают на сходство между лицом Сфинкса и скульптуры Хефрена и на то, что эрозионные узоры на статуе не имеют ничего общего с ее возрастом; если бы такая эрозия имела место на плато Гиза, она не ограничилась бы одним памятником. Эта конкретная дискуссия о Сфинксе продолжается.

Писатели Роберт и Оливия Темпл утверждают, что не только лицо Сфинкса не принадлежит Хафре, но и не является оригинальным лицом статуи. Голова Сфинкса заметно непропорциональна остальной части тела; он значительно меньше. Храмы утверждают, что это связано с тем, что Сфинкс был вырезан не во времена 4-й династии при Хефре, а столетиями раньше и изначально был не львом, а богом-шакалом Анубисом. Согласно этой теории, великая статуя была Анубисом, который традиционно охранял некрополь, и такая статуя, безусловно, соответствовала бы месту, которое Сфинкс занимает в Гизе.

В 4 веке, как утверждают Храмы, статуя была переработана, чтобы изобразить льва с королевской головой, потому что в то время лев был популярной фигурой в зоолатрии (поклонении животным). Вид антропоморфизма, который представляет Сфинкс, был четко установлен 4-й династией, но неясно, как давно в египетской цивилизации он наблюдался и как он развивался. Египтолог Розали Дэвид отмечает, что «не существует дошедших до нас литературных источников, которые проливают свет ни на додинастическую практику зоолатрии, ни на антропоморфизм, имевший место с 3000 по 2800 год до нашей эры. Мы можем только предполагать причины этого развития» (53). Давид далее комментирует изображения богов в целом и Сфинкса в частности:

Формы и одежды богов всегда показывались довольно единообразно, без указания исторической даты фигуры; индивидуальность или особая функция бога была представлена его отличительным головным убором или головой животного. Обратный пример смешения человеческих и животных черт встречается в более поздние периоды в виде сфинкса, когда человеческая голова помещается на тело животного. Всякий раз, когда животные и человеческие черты объединялись в одно тело, любые детали, которые могли показаться нелепыми или гротескными, такие как место соединения головы и тела, маскировались: в этом случае область шеи была скрыта накладками головного убора. . (53)

Храмы не согласились бы с этой оценкой, поскольку они утверждали, что голова Сфинкса была вырезана заново и, таким образом, уменьшилась с большей головы Анубиса. Таким образом, накладки головного убора использовались не для того, чтобы скрыть область шеи, а просто для использования камня оригинальной головы и, конечно же, для сохранения соответствия изображению египетского царя того периода. Роберт Темпл также утверждает, что лицо принадлежит не Хафре, а Аменемхату II (ок. 1929-1895 гг. До н.э.), основываясь на стиле полос на платке Сфинкса, которые, по его словам, характерны для 12-й династии Среднего царства. Среди причин, по которым основные ученые отвергают эти утверждения, является то, что они в значительной степени спекулятивны. Нет никаких доказательств того, что у Сфинкса когда-то была другая голова, и разницу в пропорциях между головой и телом Сфинкса можно легко объяснить количеством камня, с которым приходилось работать добытчикам, и их процессом: телом. Первой была вырезана голова Сфинкса, а в последнюю – голова. Голову сделали меньше либо из-за недостатка камня, либо для большей устойчивости.

bez nazvaniya

Геолог Колин Ридер опровергает этот аргумент, отмечая, что древние египтяне были мастерами в каменной кладке и, возможно, не могли просчитаться при вырезании Сфинкса и не уменьшили бы голову в пропорции к телу ради стабильности. Он отмечает, что есть множество других памятников в идеальном соотношении, которые выдержали испытание временем. Читатель утверждает, подобно Храмам, что у Сфинкса изначально была другая голова, но утверждает, что это была львица, а не Анубис. Он частично подтверждает свое утверждение, ссылаясь на статую сфинкса в Каирском музее, которую он интерпретирует как ранее принадлежавшую львице, которой отрубили уши и вырезали лицо заново. Основное мнение читателя, как и других,

Традиционная египтология отказывается серьезно рассматривать любое из этих утверждений – часто по очень веским причинам – и отвергает их как «лженауку». Тем не менее, утверждения продолжают выдвигаться, а доказательства, представленные различными авторами, не всегда опровергаются, а лишь игнорируются или высмеиваются. Историк и египтолог Антуан Гигаль выступает в защиту этих «второстепенных» утверждений и далее утверждает, что Сфинкс не только на столетия старше принятой даты, но и когда-то их было два. Гигал цитирует Стелу из снов Тутмоса IV, на которой четко видны два сфинкса, и инвентарную стелу, которая, кажется, указывает на второго сфинкса, разрушенного штормом.

Этот второй сфинкс должен был быть расположен через реку Нил, а не тот, что находился в Гизе. Два сфинкса, безусловно, соответствовали бы египетскому искусству и архитектуре, поскольку древние египтяне очень ценили баланс и соблюдали эту концепцию во всех аспектах своей цивилизации, часто дублируя муниципальные здания и памятники (например, практику всегда поднимать два обелиска). Гигал также утверждает, что под этими сфинксами были туннели, которые могли их связывать. На самом деле туннели были расположены под Великим Сфинксом, хотя было определено, что они никуда не ведут.

Традиционная египтология основывает свои выводы на прецедентах и доказательствах; те, кто не разделяет общепринятых взглядов, основывают свои взгляды на тех же принципах, но им не хватает подготовки, которая позволяет египтологам интерпретировать артефакты в рамках культурного контекста. Альтернативные взгляды регулярно отвергаются, если они не следуют здравым принципам при обосновании своих утверждений или нарушают устоявшееся повествование без достаточных доказательств. В случае со Сфинксом, однако, некоторые из тех, кто заявляет об альтернативной истории статуи, часто соблюдают должную осмотрительность, и все же их претензии были отклонены.

Тайны и мифы о Сфинксе
Великий Сфинкс Гизы настолько хорошо известен сегодня, что можно было бы предположить, что он был столь же известен в древности, но это не так. В египетских надписях мало упоминаний о статуе. Ни в одном из материалов, обнаруженных в Гизе или где-либо еще в Египте, нет упоминания о конструкции статуи; на него ссылаются, как если бы он существовал всегда, когда он вообще упоминается. Геродот умалчивает о Сфинксе, как и другие ранние греческие писатели. Плиний Старший (23–79 г. н. Э.) Упоминает статую в своей работе по естественной истории и утверждает, что она почиталась как бог, а также служила гробницей ; ни один другой древний писатель не подтверждает и не опровергает его утверждение.

Как уже отмечалось, происхождение Великого Сфинкса по сути неизвестно, и, как также отмечалось, человеческие существа не любят загадки. Неудивительно, что мейнстримная египтология отказывается рассматривать альтернативные теории происхождения и постройки памятника, потому что это разрушило бы хронологию египетской истории, которая создавалась и строилась с середины 19 века нашей эры. Наполеону регулярно приписывают наблюдение, что «история – это басня, с которой соглашается большинство», и это так же верно для Сфинкса, как и для любого другого артефакта или события из прошлого. История состоит из историй, рассказываемых писателями, пытающимися интерпретировать и осмыслить либо события, свидетелями которых были из первых рук, либо артефакты, которые предполагают определенный рассказ. Как только определенная нить истории цивилизации принята,

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ВЕЛИКОГО СФИНКСА ПО СУЩЕСТВУ НЕИЗВЕСТНО; ВЕРНЕР ПРАВ, КОГДА ГОВОРИТ, ЧТО ЭТО «САМО ВОПЛОЩЕНИЕ ДРЕВНОСТИ И САМОЙ ТАЙНЫ».

Эту же парадигму можно наблюдать в мифах о Великом Сфинксе, поддерживаемых так называемыми писателями «Нью Эйдж». Эти авторы утверждают, что статуя обладает сверхъестественными способностями, что под ней есть туннели, которые соединяются с подземной сетью (как уже отмечалось, есть туннели под Сфинксом, но они никуда не ведут) и многие другие “ периферийные ” теории, часто с участием инопланетян, которые регулярно отвергаются ведущими учеными. Несмотря на то, что, кажется, нет никаких доказательств или, в лучшем случае, слабых доказательств в поддержку этих утверждений, люди продолжают придерживаться нарратива «Нью Эйдж», потому что он поддерживает и поощряет их убеждения о мире и вселенной в целом. Как только человек начинает чувствовать себя комфортно с определенной системой убеждений – будь то ортодоксальность одной из них? область исследования или что-то еще – вряд ли один человек променяет это убеждение на другое. Эта парадигма распространяется также на теории о разрушении носа Сфинкса.

Писатели регулярно повторяют абсолютную фальшь о том, что войска Наполеона отстрелили нос во время своей кампании в Египте в 1798–1801 годах. Рисунок Сфинкса, сделанный французским художником Фредериком Луисом Норденом из 1737 г. н.э., показывает, что нос Сфинкса уже разрушен, и рисовальщик Доминик Виван Денон (1747-1825 гг.), Который сопровождал Наполеона в его кампании, показывает то же самое. Нос мог быть поврежден во время арабского вторжения 7 века нашей эры, как утверждают некоторые, или мусульманским священнослужителем 14 века нашей эры, который был в ярости, обнаружив, что египетские крестьяне все еще почитают статую как божество. Хотя эти возможности упоминаются регулярно, история войск Наполеона, использовавших Сфинкса для стрельбы по мишеням, продолжает появляться в книгах, документальных фильмах и т. Д. и статьи некритично, потому что это стало частью повествования истории Сфинкса: сила вторжения, неспособная оценить величие древнего памятника, разрушает его. На самом деле Наполеон восхищался древними произведениями Египта и привел с собой ученых, художников и инженеров для изучения и записи памятников, а не их разрушения.

Какими бы ни были его происхождение и первоначальная цель, Вернер прав, когда говорит, что Великий Сфинкс Гизы является «самим воплощением древности и самой тайны» (234). Гигантский лежачий лев с головой человека, сидящий посреди древнего плато, умоляет дать ему причину и историю, соизмеримую с очарованием, которое он внушал на протяжении веков. Сфинкс оправдывает свое название в том, что это загадка, само присутствие которой мешает попыткам дать удовлетворительный ответ. Даже если бы все альтернативные истории памятника были приняты, все равно были бы другие, предлагающие альтернативы этим альтернативам. Как и любое великое произведение искусства, Сфинкс остается открытым для интерпретации, но в отличие от большинства, эта борьба с интерпретацией выходит за рамки самого произведения и, если человек не принимает общепринятый взгляд,

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *